"Ведомости" переоценили потенциал Сечина

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск

  "Ведомости" переоценили потенциал Сечина Глава "Роснефти" в иске против издания оспаривает свое влияние

Оригинал этого материала © Ведомости.Ру, 15.08.2014, Президент "Роснефти" Игорь Сечин подал иск к "Ведомостям" о защите чести и деловой репутации, Фото: "Коммерсант"

Ксения Болецкая
96b68567f28bac5ff1544a6a109a0870.jpeg
Игорь Сечин

Президент «Роснефти» Игорь Сечин подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против «Ведомостей» и заместителя главного редактора этой газеты Кирилла Харатьяна. Поводом для иска стала редакционная колонка «Человек недели: Игорь Сечин», написанная Харатьяном и опубликованная в июне этого года в «Ведомостях».

Колонка была написана после того, как «Рофнефть» отказалась раскрыть сведения о доходах и имуществе Сечина. Госкомпания воспользовалась расплывчатыми формулировками указа президента о раскрытии информации госкомпаниями и сослалась на то, что «Роснефть» не является «госкомпанией, созданной на основании федерального закона».

Это уже второй иск Сечина к российским СМИ за последнее время. Недавно Савеловский суд Москвы удовлетворил похожий иск президента «Роснефти» к журналу Forbes .

Иск Сечина к «Ведомостям» подан в конце июня в Останкинский районный суд. В колонке «Ведомостей», уверен истец, содержатся порочащие его репутацию сведения, у него есть претензии к трем фразам в этой статье.

Так, в колонке, в частности, написано: «Потому что на нынешней своей позиции способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений президент Сечин нисколько не утратил: вроде бы “Роснефть” и подконтрольна правительству, поскольку приходится ему “внучкой”, а вроде и не очень-то». Этот фрагмент, уверен Сечин, содержит «утверждения о нарушении истцом действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих (органов)».

Юристы «Ведомостей» в отзыве, предоставленном суду, возражают, что фраза вырвана из контекста и что это оценочное суждение автора говорит о возможностях Сечина и не содержит сведений о каких-либо фактах нарушений. Само указание на наличие у президента «Роснефти» способности и возможности влиять на принятие решений не является обвинением в нарушении законодательства. Оценка возможностей Сечина основана на том, что он является не только президентом «Роснефти», но и ответственным секретарем Комиссии по ТЭК при президенте России, которая, в частности, обеспечивает согласование действий федеральных органов исполнительной власти в области ТЭК. К докладам Сечина и его высказываниям в рамках этой комиссии Владимир Путин явно прислушивается, чему достаточно много примеров, пишут юристы «Ведомостей» и делают вывод, что мнение автора колонки является обоснованным оценочным суждением.

Также Сечин спорит со следующим предложением в колонке: «…на президентской позиции Игоря Сечина… с возможностью… по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя». В колонке это написано так: «А с другой — на президентской позиции Игоря Сечина не касаются всякие чиновнические ограничения и сложности, и то, что можно не рассказывать о своем благосостоянии, — мелочь по сравнению с возможностью заключать гигантские контракты, покупать буквально все, что захочется, наконец, по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя».

Эта фраза, по мнению президента «Роснефти», говорит о нарушении истцом законодательства об акционерных обществах и деловой этики, так как по закону и уставу компании президент подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Юристы «Ведомостей» опять настаивают, что это оценочное суждение, основанное на факте отказа от предоставления сведений о доходах Сечина. Публичное размещение информации о доходах — это одна из действенных форм общественного контроля, и руководитель крупнейшей нефтяной компании должен понимать, что вопросы о прозрачности его действий и доходов будут возникать в любом случае. Оценка журналистом факта отказа от такой формы общественного контроля — это правомерная реализация предусмотренных Конституцией России, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и законом о СМИ права на свободу слова, выражение своего мнения и исполнение общественного долга журналиста, уверены юристы.

Сейчас же руководство «Роснефти», которая является крупнейшим налогоплательщиком и стратегическим предприятием, которое в силу своего масштаба может влиять на финансовую стабильность в стране, отчитывается, по сути, не перед обществом, не перед широким кругом акционеров, а прежде всего перед государством в лице премьер-министра и президента страны, продолжают юристы.

Наконец, не понравилась истцу фраза «…хороша ли такая бесконтрольность: нельзя приравнять российское государство, от имени которого совершает топ-менеджерские поступки президент Сечин, ни к нему…» (в оригинале колонки «Риторический вопрос — хороша ли такая бесконтрольность: нельзя приравнять российское государство, от имени которого совершает топ-менеджерские поступки президент Сечин, ни к нему, ни к Владимиру Путину»). Таким образом газета, по мнению Сечина, утверждает, что он совершает поступки от имени Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ и противопоставляет Сечина обществу и народу страны.

В этом абзаце нет ни одной фразы о том, что Сечин противопоставляет себя обществу или народу, настаивают юристы «Ведомостей»: это трактовка истца и она не имеет под собой основы в тексте публикации.

[Forbes.ru, 15.08.2014, "Взял иски на себя: Сечин подал в суд на "Ведомости": Все эти сведения «могут создать у общества ложное представление о том, что истец, будучи президентом НК «Роснефть», осуществляет свою деятельность с нарушениями действующего законодательства», резюмируется в иске. […]

На вопрос о том, почему в иске требуется опровергнуть только отдельные фрагменты предложений и значит ли это то, что с остальными тезисами в статье истец не спорит, в «Роснефти» не ответили. — Врезка К.ру]

[ИА "РБК", 15.08.2014, "Игорь Сечин подал в суд на газету "Ведомости": Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил РБК, что предметом судебного разбирательства является вся статья, но в исковом заявлении Сечин требует опровергнуть только те отрывки, которые юристы «Роснефти» сочли формально подходящими под судебное разбирательство. «Я вижу очевидную тенденцию в газете «Ведомости», направленную на травлю компании», — добавил Леонтьев. — Врезка К.ру]

Контекст статьи направлен на то, чтобы сформировать отрицательное общественное мнение о деловых и человеческих качествах истца, делает вывод Сечин со своем иске и просит признать сведения в статье недостоверными, опубликовать опровержение и удалить спорные утверждения с сайта газеты. Материальных претензий у Сечина к «Ведомостям» нет.

Юристы «Ведомостей», напротив, настаивают в отзыве, что Харатьян как автор колонки действовал добросовестно и не преступил границ законодательства. [...]


Главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова заявила, что считает претензии к статье Харатьяна необоснованными и что газета будет защищать свою позицию в суде. «Оспариваемые Сечиным высказывания — фрагменты авторской колонки на странице “Комментарии”. Право на открытое высказывание мнения — это неотъемлемое конституционное право граждан, включая и Кирилла Харатьяна, и Игоря Сечина».

В иске к Forbes Сечин также указывал, что журналисты распространяют недостоверные сведения. Так, в частности, он указывал, что оценка Forbes размера его компенсации как президента «Роснефти» является «утверждением о получении истцом “сверхдоходов”. Также он оспаривал утверждение журнала, что его слова привели к снижению котировок “Роснефти”, Сечин уверен, что между его заявлениями как руководителя публичной компании и колебаниями стоимости ее акций связи нет и быть не может, потому что иначе это манипулирование рынком и уголовно наказуемое деяние. Издатель Forbes компания Axel Springer Russia намерена оспорить решение суда.

 

Ссылки

Источник публикации