"Ведомости" предъявили материалы к оплате

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Оригинал этого материала
© "Коммерсант", origindate::14.12.2005, Фото: PhotoXpress

"Ведомости" предъявили материалы к оплате

Газета подала иск к РБК за перепечатку без ссылок

Александр Воронов, Юлия Куликова

Converted 20390.jpg

Гендиректора РБК Юрия Ровенского обвиняют в том, что он не просто читал газеты, а использовал их по другому назначению, причем без разрешения авторов

Вчера стало известно, что акционеры газеты "Ведомости" подали в арбитражный суд Москвы иск к компании "РБК – информационные системы" (РБК), владеющей одноименным новостным интернет-сайтом. "Ведомости" требуют взыскать с РБК 257 млн руб. за перепечатку на сайте компании "более ста статей" из газеты "без ссылок на первоисточник". Эксперты в области авторского права высоко оценивают шансы издания в суде, однако сомневаются в обоснованности суммы претензий.

ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", издатель газеты "Ведомости", в понедельник вечером обратилось в арбитражный суд Москвы с иском к РБК, требуя взыскать с компании 257 млн руб. за нарушение авторских прав. Как говорится в официальном пресс-релизе "Ведомостей", "на сайте РБК в разделе 'Аналитика' было размещено более ста статей из архива газеты без ссылок на первоисточник". "В связи с участившимися случаями незаконного использования публикаций акционеры издания приняли решение отстаивать свои права в суде",– заявляют в "Ведомостях".

Газета "Ведомости" издается ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа". Акционерами ЗАО являются западные издательские дома Pearson (выпускает Financial Times), Dow Jones (издает Wall Street Journal) и Independent Media (принадлежит медиахолдингу Sanoma WSOY). Обороты издания не разглашаются. По оценкам экспертов, годовой оборот газеты составляет около $50 млн.

Группа компаний РБК включает в себя информационное агентство "Росбизнесконсалтинг", телеканал РБК-ТВ, компанию "РБК-Софт", электронные СМИ ytro.ru, CNEWS и другие активы. В 2002 году РБК произвел первичное публичное размещение акций (IPO). Капитализация головной компании холдинга "РБК – информационные системы" составляет около $760 млн.

Как рассказала Ъ пиар-директор "Ведомостей" Елена Быстрова, юристы издания с 2002 года фиксируют размещение на сайте РБК "точных копий статей, в конце которых вместо подписи автора газеты 'Ведомости' стоит копирайт РБК". "На сайте много раз использовались наши ключевые, узнаваемые статьи об экономике, бизнесе и финансах. Подобная популяризация сайта – это просто некрасиво",– заявила она. Госпожа Быстрова объяснила сумму претензий "Ведомостей" "нарушениями в особо крупных размерах". "Мы уже не в первый раз судимся из-за перепечаток. В ноябре этого года мы добились в суде выплаты 2 млн руб. от сайта metall.info, но здесь совершенно другие масштабы",– пояснила пиар-директор "Ведомостей".

В РБК считают, что "оснований для претензий нет". "Нам понятна проблема перепечатки информации из первоисточников, но РБК содержит свой штат аналитиков, и правовых оснований для нарушения чьих-либо авторских прав у нас нет",– заявил Ъ гендиректор РБК Юрий Ровенский. Он сообщил, что в РБК не получали копии искового заявления от "Ведомостей", в связи чем затруднился прокомментировать сумму претензий и действия компании в суде. "Давать какую-либо юридическую оценку ситуации, не видя иска, преждевременно",– заявил господин Ровенский.

Эксперты считают, что шансы "Ведомостей" на выигрыш в предстоящей тяжбе высоки. "Основное правило закона об авторском праве – использование на основании договора. Бесплатное использование тех же газетных статей закон допускает, только если это не ущемляет права авторов, в данном случае 'Ведомостей'. Газете надо лишь представить в суде документы, доказывающие авторство статей, подтвердив свои исключительные права, после чего у суда будут все основания взыскать компенсацию с РБК",– считает начальник юридического отдела компании "Интеллект-консалтинг" Ирина Тулубьева.

Правда, эксперты разошлись в оценках обоснованности компенсации. "Сумма пугает. Мне неизвестно, чтобы суды взыскивали такие компенсации по делам об авторских правах, тем более по перепечаткам,– заявил Ъ глава адвокатской компании 'Усков и партнеры' Вадим Усков.– Не знаю, сколько зарабатывает РБК на продаже своей информации, но в интернете столько денег сейчас нет". Однако госпожа Тулубьева уверена, что "истец может определить любую сумму, а суд сам определит компенсацию с учетом объема нарушений".

Участники медиарынка указывают, что это не первый случай, когда РБК обвиняют в использовании чужой информации. "В 2003 году телеканал РБК использовал биржевые сводки нескольких российских бирж. В результате конфликт был улажен – РБК привел подачу сводок в соответствие с условиями бирж",– рассказала Ъ исполнительный директор Ассоциации распространителей финансово-экономической информации Ольга Ринк. "Проблема воровства информации существует, и она глобальна. Суд – это нормальная практика разрешения конфликтных ситуаций,– считает управляющий директор ИД 'Секрет фирмы' Юрий Кацман.– Чем активнее будут производители контента подавать дела в суд, вести переговоры с нарушителями, тем меньше таких случаев будет".

Любопытно, что в ответ на иск "Ведомостей" РБК разместил на своем сайте обращение к акционерам издания, в котором предложил выкупить у них 100% акций ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", издающего газету, за $56 млн. "Мы с лета ведем переговоры о возможности покупки 'Ведомостей', так что иск призван оказать воздействие на ход переговоров",– сообщил Ъ Юрий Ровенский. Однако в "Ведомостях" Ъ заявили, что "акционеры газеты никогда не вели никаких переговоров о возможности продажи издания и продавать его не собираются". "Это рекламный ход, призванный отвлечь внимание от иска",– считает Елена Быстрова. Это подтвердил и гендиректор "Бизнес Ньюс Медиа" Михаил Дубик, который заявил, что "иначе как шуткой заявление РБК считать не может". "На месте руководства РБК, публичной компании, я был бы более осторожен,– предостерег господин Дубик.– Для публичных компаний это тема серьезная, а здесь ни о чем серьезном речь не идет".