Березовский и ОРТ

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


О свободе слова и акциях ОРТ

© "Стрингер", origindate::13.10.00

Березовский и ОРТ

Сергей Степовой'' 

Converted 11078.jpg

4 сентября Борис Березовский написал открытое письмо Владимиру Путину. Название для своего послания Борис Абрамович придумал интригующее «О свободе слова и акциях ОРТ». Каким образом акции ОРТ (понятие сугубо экономическое) соотносятся со свободой слова (понятие скорее философское), Березовский даже не потрудился уточнить.

«!» внимательно изучил текст послания и нашел всего одну, не очень удачную спекуляцию на эту тему. «Если я приму ультиматум (имеется в виду отказ от акций ОРТ в пользу государства. – «!»), в России прекратится телеинформация, ее заменит телепропаганда».

Но вот цитата уже совсем из другого документа:

«На Первом канале в рамках существующей структуры влияния были успешно проведены предвыборные кампании по выборам в депутаты Государственной Думы и Президента России. В предвыборном варианте выходили программы: «Время», «Новости», «Телеутро», «Час пик», «Один на один», «Тема», «Пресс-клуб», «Провинциальные истории». ОРТ участвовало в планировании и осуществлении мероприятий перед первым и вторым туром президентских выборов».

Каков документ? Не слабее, чем подпись Лесина под гарантиями свободы Гусинскому в обмен на акции НТВ, будет.

Приведенная нами цитата взята из официальной брошюры «Деятельность ЗАО «Общественное российское телевидение» в 1995 -1996 гг. и перспективы его развития». Понятно, что речь в ней идет о выборах 1996 года.

Выборы-2000 прошли под еще более мощным пропагандистским давлением «первой кнопки». На победу Путина работали не только отдельные программы, а весь канал. О телеинформации не могло быть и речи. А Сергей Доренко даже не пытался скрываться под маской аналитика и неистово поливал грязью противников Путина, на котором он только сегодня разглядел погоны. Ранее взгляд Доренко ласкали президентские часы – «Патэк Филипп».

Впечатление такое, что Березовский всех журналистов держит за дураков. И журналисты радостно соглашаются с этой ролью.

В чем, собственно, дело? Понятно, что спекуляция – это излюбленный прием Бориса Абрамовича. Но почему СМИ безропотно приняли трактовку конфликта вокруг ОРТ, которую им услужливо предложил Березовский? Почему журналисты усиленно обсуждают только одну сторону конфликта: государство и ОРТ? Почему Березовского при этом идентифицируют со свободой слова и демократией?

Совершенно очевидно, что борьба идет не между государством и ОРТ, а между государством и Березовским. ОРТ – всего лишь «приз» в этой борьбе. Заметим только, что «приз» на 51 процент и без того принадлежит государству.

А теперь давайте на время забудем о свободе слова и поговорим о бизнесе. То есть о взаимоотношениях Березовского и ОРТ.

«БАБ»ушкины сказки

Тема «Березовский и ОРТ» очень сложная. Прежде все потому, что с момента прихода Бориса Абрамовича на «первую кнопку» финансовый отчет ОРТ ни разу не публиковался в открытой прессе. Хотя по закону об АО (ст. 97 ГК РФ) телеканал обязан делать это ежегодно. Поэтому придется довольствоваться прямыми цитатами и материалами Счетной палаты, которые все-таки изредка просачиваются в СМИ.

Наиболее подробный [page_9435.htm анализ «бизнес-проекта» Березовского под названием «ОРТ» дала в свое время «Новая газета».]

Есть один тезис, который Борис Абрамович неизменно повторяет на протяжении всего времени существования ОРТ. В открытом письме Путину он звучит следующим образом:

«Вам хорошо известно, что ОРТ очень убыточно. Слабость рекламного рынка делает любые СМИ убыточными. Ежегодное содержание ОРТ обходится в сто пятьдесят миллионов долларов. На протяжении шести лет частные акционеры ОРТ, и я среди них, субсидировали передачи Первого канала за счет средств других доходных предприятий».

Возникает резонный вопрос: для чего Березовский с 1994 по 1995 год пробивал акционирование «первой кнопки» и создание ОРТ? Неужели для того, чтобы из альтруистических соображений поддержать отечественное телевидение? И – демократию, само собой.

С точки зрения бизнеса (а Березовский постоянно твердит, что он бизнесмен), предприятия акционируются для наиболее эффективного управления. В случае с ОРТ – для того, чтобы освободить государство от расходов, чтобы канал научился зарабатывать деньги сам.

В 1995 году Борис Абрамович бесстрашно декларировал именно этот принцип: «Все убытки, которые понесет канал в связи с прекращением рекламы, будут покрыты из активов финансовых структур в составе акционеров новой телекомпании».

Теоретически все верно: чтобы заработать деньги, надо сначала вложить деньги. А теперь от декларации к делу. Приведем еще одну цитату:

«Начать свою деятельность ОРТ, в отсутствии рекламы в течение первых четырех месяцев своей работы, естественно, не могло без единовременной поддержки со стороны правительства и Минфина. Этим и было обусловлено выделение предусмотренных законом о бюджете всех 148,2 млрд. руб. в первом полугодии.

Учитывая сложность с бюджетным финансированием, средства были выделены через кредит банка «Менатеп». Естественно, за предоставление кредита были взысканы проценты (с государства. – «!»). Заявление о дополнительном бюджетном финансировании в 27 млрд. руб., по крайней мере, не логично, так как все 148,7 млрд. руб. (148,2 млрд. плюс 500 тысяч проценты за кредит. – «!») – это лишь 15 процентов от необходимой для деятельности ОРТ в 1995 году суммы.

Десять млн. долларов США было выделено Минфином Общественному российскому телевидению из средств, предусмотренных для Первого канала телевидения на 1995 год. Эти средства были запланированы в плане неторговых платежей и совершенно справедливо выделены ОРТ, так как все функции по вещанию на Первом канале с апреля 1995 года перешли к ОРТ».

От себя добавим: помимо функций, ОРТ унаследовало от Первого канала технику и загрансобственность на сумму 5,1 млрд. рублей. Не унаследовало ОРТ от «Останкино» только долги, которые в итоге погасило государство.

Приведенная выше цитата взята из ответа ОРТ на Акт проверки канала Счетной палатой. А если верить «Новой газете», то в 1996 году ОРТ также было профинансировано из бюджета на 17 процентов.

К сожалению, с материалами последней проверки Счетной палатой ОРТ нам ознакомиться не удалось, но результаты ее, думаем, вряд ли кардинально отличаются от предыдущей. Так что утверждения Березовского о том, что государство все это время не финансировало ОРТ, не более чем сказки.

В каком кармане звенит у Березовского

Если следовать традиционным представлениям о бизнесе, то классифицировать предприятия нужно по тому виду деятельности, который приносит основной доход. Так, металлургический завод называется металлургическим, потому что прибыль ему приносит выплавка металла, а «Газпрому» – добыча газа. На чем зарабатывает ОРТ – главный секрет Березовского.

За шесть лет своего существования ОРТ ни разу не получило прибыль от рекламы на канале. Наоборот – каждый год ОРТ заканчивало с огромными убытками. Но банкротом при этом канал себя не объявлял.

Согласно ответу, который ОРТ составило на Акт Счетной палаты, доходы канала составили в 1995 году 188 млн. долларов: 130 – бюджетное финансирование, 8 – вклад «ЛогоВАЗа», 50 – приход от рекламы. Долг ОРТ за этот период составил 50 млн. долларов. Еще 62 млн. канал получил в виде кредита от «Объединенного банка» и СБС.

Таким образом, в 1995 году ОРТ официально «истратило» 300 млн. долларов. А в ответе на Акт Счетной палаты значится сумма в 550 млн. долларов. Кстати, в «выборный» 1996 год эта сумма приблизилась к миллиарду. Но вернемся в 95-й.

Converted 11079.jpg

Бадри Патаркацишвили

Откуда взялись виртуальные 250 млн. долларов? А главное – куда они реально были потрачены? Подобные коллизии на балансах предприятий возникают, если эти предприятия используются как «стиральные машины» для отмывания денег.

В Акте Счетной палаты есть один маленький эпизод, на который никто из наблюдателей, кроме «Новой газеты», не обратил внимания. В сентябре 1995 года ОРТ перечислило без каких-либо обоснований 350 тысяч долларов на счета «ОРТ Интернасьональ». Вряд ли можно считать достаточным обоснованием тот факт, что среди учредителей «ОРТ Интернасьональ» значился финансовый директор ОРТ Бадри Патаркацишвили.

По этому факту аудиторы сделали вывод о нанесении ущерба государству, поскольку на тот момент у ОРТ свободными были только бюджетные деньги. Однако позже ОРТ заключило с «ОРТ Интернасьональ» договор о покупке для канала фильмов на международном рынке. Задним числом платеж превратился в кредит.

Как написала «Новая газета», всего на счета «ОРТ Интернасьональ» поступило около 40 млн. долларов. Платежи шли через счета компаний, так или иначе связанных с Березовским и Патаркацишвили. По странному стечению обстоятельств, 40 миллионов были переведены на счета «ОРТ Интернасьональ» в момент, когда ОРТ на 180 градусов сменило информационную политику в отношении Чечни.

Естественно, что сегодня уже ничего не докажешь. Накануне президентских выборов ОРТ еще раз поменяло политику. После выборов Акт Счетной палаты положили под сукно, а долги и грехи ОРТ в очередной раз «отпустило» государство.

Списание долгов на государство – первый способ «зарабатывания» денег на «первой кнопке».

Сюжет «заказан»

В 1998 году, накануне выборов-2000, Березовский еще раз повторил свою «сказку»:

«Наш канал всегда работал с убытками. Долгое время его финансировал только частный капитал. Частный капитал брал на себя ответственность, понимая все значение ОРТ, пока была возможность кредитовать его за счет других прибыльных направлений бизнеса. Теперь косвенных источников финансирования не существует. А попытки взять кредит банки встречают вопросом: «Почему бы вам как государственной компании не взять кредит у государства?»

Все предельно откровенно. Ключевые слова – «косвенные источники финансирования».

В начале 90-х годов с появлением независимых телекомпаний для «Останкино» наступила черная полоса. Государство оплачивало технический центр компании, передачу сигнала и мизерную зарплату сотрудникам. Управление на канале отсутствовало как таковое.

НТВ переманило лучших специалистов и профессионалов. Но у «первой кнопки» остались колоссальные, при этом халявные производственные фонды. Естественно, что в условиях отсутствия управленческой структуры и мизерных зарплат сотрудников «Останкино» стало стремительно коммерциализироваться снизу, и прежде всего это сделало информационное вещание. Эфирное время распродавалось в розницу.

С 1991 по 1996 год на «первой кнопке» сменилось порядка шести руководителей дирекции информационного вещания. По воспоминаниям людей, работавших в то время в «Останкино», корреспонденты были озабочены поиском «заказухи». А руководство строго следило, чтобы корреспонденты не забывали «отстегивать» часть денег наверх по инстанции. Исключение составляла только команда Влада Листьева.

С приходом на канал Березовского вся «заказуха» была централизована. Пример НТВ был у Березовского перед глазами: централизованная поддержка или «наезд» на коммерческую структуру или кандидата в президенты приносит гораздо больше «косвенных источников финансирования», чем реклама или сшибание денег на репортажах. Хотя «приработком» на ОРТ не гнушаются до сих пор.

Оговоримся сразу: то, что приемлемо для частных средств массовой информации, абсолютно недопустимо для государственных. Сегодня официальная зарплата корреспондента ОРТ не превышает 100 долларов, а через депозит (так называемая «серая» схема оплаты труда) – от 1,5 до 2 тысяч долларов.

Минимум в 15 раз «серый» доход превышает официальный заработок. Вопрос, чьи распоряжения в первую очередь будут выполнять журналисты, из области «сколько будет дважды два?». «Серый» заработок руководителей информационного вещания ОРТ и вовсе переваливает за 10 тысяч долларов.

Сегодняшние расценки на «заказуху» на ОРТ таковы. Коротенькое интервью в репортаже из Госдумы – от 1 до 2 тысяч. Отдельный сюжет – от 3 до 10 тысяч. В предвыборный период расценки увеличиваются вдвое. К примеру, за прошедшие выборы через руки парламентского корреспондента проходило 100-150 тысяч долларов, часть из которых уходила наверх.

Парламент еще не самое «хлебное» место. Корреспонденты, отвечающие за бизнес, финансы, олигархов, нефтянку и «Газпром», зарабатывают гораздо больше. Корреспонденты эти входят в закрытый клуб и фактически несменяемы.

Средства через ОРТ проходят колоссальные, но на производственную структуру канала не тратится ни копейки. Финансируются только приватизированные подразделения. Например, вся компьютерная графика ОРТ делается частной компанией, арендующей оборудование и помещения у госкомпании за гроши.

Все разговоры о честных инвестициях в ОРТ не более чем миф. Единственный вид подобных инвестиций – кредиты коммерческих банков, расплачивается за которые государство. О госбюджете отечественные журналисты серьезно говорят почему-то только в момент, когда решается вопрос выделения денег на социальные нужды. Все остальное время к бюджету отношение как к огромному хранилищу бесхозных средств. При этом журналисты убеждены, что государство не способно потратить деньги эффективно.

Материально-техническая служба ОРТ обновляется чуть ли не ежегодно. Каждый гендиректор считает за честь закупить новую мебель и компьютеры. Деньги на эти нужды предусматриваются отдельной строкой в бюджетном финансировании канала. Но корреспонденты ОРТ по-прежнему работают в условиях, которые гораздо хуже, чем на ТВ-6 или ТВЦ.

Второй способ «зарабатывания» денег на ОРТ – масштабные PR-акции: «Выборы в Госдуму», «Выборы президента», «Связьинвест»... Особенно приятно, что деньги от PR-акций проплачиваются «вчерную» и по официальной бухгалтерии ОРТ не проходят. История с «ОРТ Интернасьональ» стала лишь маленьким эпизодом большой игры.

Существование «черной кассы» на ОРТ подтверждает еще один эпизод. Когда ОРТ не допустило в свою бухгалтерию аудиторов Счетной палаты, счета канала были заблокированы, но ОРТ продолжало выходить как ни в чем не бывало. Тут мы вплотную подошли к «косвенным источникам финансирования».

«Откат» нормальный

Напомним, что специализация любого предприятия определяется способом извлечения прибыли. Если верить Березовскому, то ОРТ – прислужница олигархов, за что они периодически канал финансируют. Если верить аудиторам Счетной палаты, то – «стиральная машина» для бюджетных денег. Какой из этих вариантов лучше, неизвестно.

Менеджмент Бориса Березовского на ОРТ ничем не отличается от менеджмента на всех остальных предприятиях, которые входят в империю олигарха. Принцип у него один – прилепиться к полугосударственной структуре, все убыточные статьи повесить на бюджет, все прибыльные – приватизировать. По сути Березовский выстроил на базе ОРТ машину для отмывания бюджетных вливаний.

В 1997 году ОРТ учредило дочернюю компанию «Антарес плюс», через которую должны проходить все спонсорские деньги. Первым и единственным шагом «Антарес плюс» стало увеличение всех спонсорских пакетов на сумму комиссионных, которые оседали у посредника.

В том же году на «первой кнопке» было учреждено еще несколько «дочек»: «ОРТ-видео», «ОРТ–рекордз», «ОРТ– концерт». Цель все та же – централизация и оптимизация расходов на закупку фильмов за рубежом, на производство музыкальных программ и возможность заработать на продаже видеокассет.

В итоге телеверсии концертов под эгидой «ОРТ–концерт» стали обходиться каналу дороже на сумму, составляющую комиссионные «родной дочки» ОРТ. При этом производители остались прежние.

«ОРТ–рекордз» прекратило свое существование. А на его базе возникло «Риал–рекордз» безотносительно ОРТ, зато имеющее отношение к гендиректору ОРТ Константину Эрнсту.

«ОРТ–видео» отличилось качеством видеопродукции, выпускаемой группой «Союз» по заказу ОРТ. Зато возглавил «ОРТ–видео» гражданин США Джозеф Кей, который приходится двоюродным братом г-ну Патаркацишвили.

«ОРТ-реклама» действовала по тому же принципу взимания комиссионных с заказчиков. А размещением рекламы занимался «Премьер–СВ» до тех пор, пока Березовский не поссорился с Лисовским.

В цитате, которая приведена в начале предыдущей главы, Борис Березовский недвусмысленно излагает бизнес-план ОРТ. План этот предусматривает расширение в первую очередь «других, прибыльных направлений бизнеса», за счет политического влияния через «первую кнопку». Например, «Сибнефть».

Сегодня уже никто не вспоминает, что в свое время государство «подарило» Березовскому «Сибнефть» именно под проект ОРТ. «Сибнефть» должна была стать главным финансовым спонсором президентского канала. Не вспоминает об этом и сам Березовский.

Одну из своих пресс-конференций по поводу скандала вокруг ОРТ Борис Абрамович закончил словами: «Если власть совсем оборзела, то может, конечно, начать и процедуру банкротства».

Может. Но предпочитает размышлять о свободе слова.

Стоимость трансляции рекламы в программах «ОРТ»

Цена 1 мин. указана в долларах США с учетом налогов, предусмотренных законодательством РФ

05/04/00 действительно с origindate::03.04.2000

В ы х о д н ы е
Время эфира Программа

День недели

Жанр Цена 1 мин. в р/б до прогр. рекламы внутри прогр.
8:10 Служу России!/Армейский магазин вс тематическая 9 000
8:40 Сериал «Все путешествия команды Кусто» сб тематическая 16 000
8:40 Дисней-клуб вс детская 12 000
9:10 Утренняя звезда вс муз-развлекательная 18 000 30 000
9:30 Играй, гармонь любимая! сб муз-развлекательная 24 000
10:10 СМАК сб тематическая 24 000 30 000
10:10 Непутевые заметки вс тематическая 18 000 30 000
10:30 Т/с «Ускоренная помощь» (повтор) сб телесериал 26 400 36 000
10:30 Пока все дома вс муз-развлекательная 30 000 42 000
11:00 Экстренный вызов/док. детектив (повтор) сб тематическая 36 000
11:00 Семейная комедия «Альф» вс сериал 36 000
11:30 Утренняя почта сб муз-развлекательная 36 000
11:35 Здоровье вс тематическая 36 000
12:05 Дневной киносеанс сб-вс худ. фильм 36 000
14:05 В мире животных сб тематическая 24 000
14:00 Клуб путешественников вс тематическая 24 000
15:00 Новости сб-вс информационная 30 000
15:10 Сериал по выходным вс сериал 30 000
15:10 Седьмое чувство сб игра 27 000 36 000
16:00 Умники и умницы вс тематическая 18 000
16:25 Дисней-клуб (1-я часть) вс детская 36 000
16:10 Персона (авторские программы В.Вульфа, Э.Рязанова, Л.Филатова, Г.Скороходова) сб тематическая 30 000
16:50 Дисней-клуб (2-я часть) вс детская 36 000
17:15 Как это было вс тематическая 42 000
16:45 Детектив-шоу сб игра 30 000
17:25 Женские истории вс тематическая 48 000
18:00 Новости сб-вс информационная 39 600
18:10 Ералаш сб юмористическая 42 000
18:15 Смехопанорама вс юмористическая 48 000
18:25 С легким паром! сб юмористическая 48 000
18:45 Прогулки с динозаврами сб телесериал 36 000
18:55 Золотая серия /Воскресная премьера/
КВН
вс
вс
худ. фильм
юмористическая
48 000
48 000
66 000
66 000
19:30 Комедия сб худ. фильм 42 000
21:00 Авторская программа С.Доренко сб информационная 66 000
21:00 Информационная программа с П.Шереметом вс информационная 66 000
22:00 Мировое кино/Серебряная серия вс худ. фильм 66 000
22:20 Субботний сериал сб сериал 42 000 54 000
23:10 Песня года сб муз-развлекательная 36 000
Угадайка сб муз-развлекательная 30 000 36 000
23:50 Время футбола вс спортивная 18 000
0:00 Коллекция Первого канала сб худ. фильм 18 000 24 000
0:30 Век кино/Линия кино вс худ. фильм 10 000
Сезонный коэффициент
Весь эфирный день Январь                 - 30%
Февраль              - 10%
Июль, август        - 30%
Октябрь               + 10%
Ноябрь-декабрь  + 15%

За позиционирование рекламного ролика на первом или последнем месте в рекламном блоке надбавка -  10%.
Рекламным агентствам предоставляется комиссионное вознаграждение - 15%.