Борис Березовский как "Стрингер"

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Оригинал этого материала
© "Московские новости", origindate::29.07.2003

Борис Березовский как "Стрингер"

Компромат, использованный олигархом, оказался "second hand"

Елена Рыковцева, главный редактор московского бюро Радио "Свобода"

Converted 14781.jpgСвоей нашумевшей [page_13391.htm публикацией в "Коммерсанте" (N 129 за 2003 год)] Борис Березовский подставил под удар не столько президента Путина, сколько себя самого.

Кто разберет, чем его опять там, в отрыве от родной почвы, стукнуло. Может, примерещилось, что еще день-два - и отберут у него "Коммерсант", как до этого в неделю отобрали ТВ-6. Пропадать - так с музыкой. Может, он сам надумал сбыть газету, пока она еще в цене. Продавать - все опять же с музыкой. Музыку - статью под названием "Новый передел" - написал сам.

По-хорошему, разбирать ее не нужно. Березовский - он Березовский и есть. Импульсивный, одиозный и - затравленный. Поэтому ни поддержать его, ни поругать рука не поднимается. И манифест его очередной можно было вполне пропустить мимо ушей, если бы "вместо заключения" автор не вывалил на президента девять пунктов компромата времен 90 - 99-х. И это в респектабельной газете, которая шагу не ступит без ссылки на источник. Березовский составил свой "криминальный портрет Путина" тоже вроде как со ссылкой на источник - на "информацию отечественных и зарубежных СМИ". Но, Бог ты мой, что это был за источник! Ладно еще первый и последний пункты из списка обвинений. Случай, когда водитель Путина насмерть сбил мальчика и остался безнаказанным, [page_9437.htm действительно описывала "Новая газета"]. История про [page_9744.htm арест адвоката Рудольфа Риттера - владельца фирмы "СПАГ"], которая приобретала недвижимость в Санкт-Петербурге на деньги колумбийской мафии и консультантом которой был В.В. Путин, - действительно с мая 2000-го по август 2001-го по кругу обходила все западные издания. Потом забылась. Что сейчас с этим Риттером? Была ли доказана его вина? Было ли установлено, что консультант Путин знал об отмывке денег? Был ли он в самом деле консультантом мафиозной фирмы? Неведомо. То ли следствие заглохло, то ли западные коллеги потеряли интерес к его исходу. Тут надо либо следствие потрясти, либо коллег, - а в сотый раз пересказывать старое?..

Но ладно еще этот пересказ. Основу-то "криминального портрета", как я выяснила, составляет... дословная перепечатка липовой, невесть откуда взявшейся [page_10373.htm "справки" из малотиражного и малоавторитетного издания "Стрингер"] образца 2000 года (N6). Причем даже сам "Стрингер" в предисловии к этой публикации писал: "Мы не знаем, насколько достоверны сведения, изложенные в "справке". "Стрингер", для солидности, уточнял, что выдержки из этого документа в августе 99-го года появились в "МК" и "Версии". И они в самом деле там появлялись! Но с каким комментарием? Читаем "МК" от origindate::18.08.99: "Этот неизвестного происхождения документ пошел гулять по кабинетам после назначения Владимира Владимировича главой ФСБ. В нем содержалось множество компрометирующих "фигуранта" и весьма коряво изложенных утверждений, не подкрепленных ничем, кроме редких ссылок вроде "соответствующие материалы находятся у следователя такого-то". "Версия" от origindate::17.08.99 цитировала кусочки "справки" не иначе как с оговоркой "будто бы". И только "Стрингер" зафигачил ее целиком. А теперь вот, спустя три года, Березовский передрал ее из "Стрингера" и напечатал в "Коммерсанте". Не позор разве для приличной газеты?!

...Я думаю, что руководство "Коммерсанта" бесконечно долго уговаривало владельца газеты отказаться от публикации не из-за "манифестной" ее части, а именно из-за "компроматной". И дело даже не в том, что сам по себе факт публикации компромата на первое лицо государства может спровоцировать гнев и месть, может, во время предвыборной кампании, сделать газету первым объектом для упражнений Центризбиркома по выявлению изданий-нарушителей новых поправок в законодательство. Был бы стоящим этот компромат, так, наверное, можно было бы и рискнуть. Но в тысячу раз хуже, что факт публикации компромата тухлого и бездоказательного уничтожает издание репутационно.

...Я думаю, что вмешательство владельца в редакционную политику, когда оно идет с этой политикой вразрез, нужно переводить в другую категорию. Во всех газетах есть рубрика "На правах рекламы", с уточнением от редакции, что она за таковые материалы ответственности не несет. Нужна новая рубрика - "На правах владельца". И чтобы тоже - безо всякой ответственности со стороны редакции. Газета "Коммерсант" свой знак протеста вложила в знаки препинания, не исправляя в тексте даже явных опечаток. Но если будет четко обозначено, что за хозяйские статьи редакция не отвечает, - так в благодарность она может даже поправить в них падежи и запятые.

***

Оригинал этого материала
© "Московские новости", origindate::29.07.2003

При чем здесь консультант? Нелюбовь к объекту информации лишает автора беспристрастности

Андрей Сотник

"МН" не раз писали о приватизации в Питере. В поле зрения газеты попадали и те факты, которые представил в своей публикации Борис Березовский. Редакция попросила Андрея СОТНИКА, одного из своих экспертов, чьи публикации традиционно привлекают внимание не только российских, но и западных аналитиков, прокомментировать приведенные Березовским факты.

"origindate::13.05.2000 года в Вадузе был арестован адвокат Рудольф Риттер, брат министра экономики Лихтенштейна. В апреле 2000-го в западную печать просочился отчет германской спецслужбы BND, в которой Риттер был назван агентом колумбийского "наркокартеля" братьев Очоа и российской организованной преступности. В докладе, в частности, упоминалась основанная Риттером компания "SPAG", которая использовала деньги колумбийской наркомафии для приобретения недвижимости в Петербурге. Как утверждалось в печати, "крышей" "SPAG" и лично Риттера в Питере был Владимир Путин, который в то время отвечал в петербургской мэрии за внешнеэкономические связи. Официально Путин оставался консультантом фирмы до 23 мая 2000 года. В 1992 - 1996 гг. в период пребывания Путина на посту руководителя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и в должности консультанта немецкой компании по недвижимости - "SPAG" (St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG) (СПАГ), созданной в 1992 году по инициативе мэрии Санкт-Петербурга, ставшей совладелицей предприятия "СПАГ", фирма стала центром по отмыванию денег в Европе. В частности, через фирму "СПАГ" российские криминальные элементы переводили средства через румынский банк IRB с целью приобретения недвижимости в России. Через эту же компанию осуществлялась продажа недвижимости в СПб на деньги, заработанные через наркоторговлю".

Борис Абрамович отчасти прав, утверждая, что Михаэл Риттер, заместитель главы правительства и министр экономики Лихтенштейна, является братом арестованного Рудольфа Риттера. Что же касается всего остального, то оно вызывает массу сомнений, и вот почему.

По высочайшему указанию князя Лихтенштейна Ханса Адама Второго прокуратура проверяет случаи отмывания "грязных" денег через финансовые институты государства. Толчком к расследованию стало досье, собранное германской Федеральной разведывательной службой. Еще в мае 2000-го было арестовано пять человек по подозрению в пособничестве отмыванию средств через счета в банках Лихтенштейна. Следствие изучает возможную связь 12 граждан этой страны с российской организованной преступностью и колумбийскими наркокартелями.

Заместитель председателя наблюдательного совета франкфуртской инвестиционной компании "St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG", почетный консул республики Коста-Рика, акционер компании и подданный княжества Лихтенштейн, адвокат Рудольф Риттер действительно был арестован в начале июля 2000-го по подозрению в отмывании криминальных денег и связях с организованной преступностью. Хотелось бы обратить внимание на то, что арестован он был совместно с другим адвокатом - Эженом Хибом, создавшим сеть компаний в Лихтенштейне, в Европе и на Западном побережье Атлантики.

Далее. Франкфуртская инвестиционная компания "St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG" ("СПАГ" создана в 1992-м с участием Комитета по управлению имуществом СПб, банка "Санкт-Петербург") размещала свои акции на Франкфуртской фондовой бирже, а полученный капитал инвестировала в недвижимость, например - строительство торгово-офисного комплекса на Невском проспекте и др. Заместителем председателя наблюдательного совета этой компании являлся Рудольф Риттер, а Владимир Путин и Герман Греф являлись "консультантами-не-получающими-денег". 13 июля 94 года Комитет по внешним связям мэрии СПб зарегистрировал АОЗТ "Знаменская", среди первоначальных учредителей которого были: компания "Информ-Футуре", "SPAG", а также "VS Real Estate Investments Ltd" (остров Джерси). В свою очередь, учредителями ТОО "Информ-Футуре" выступили "SPAG", "VS Real Estate Investments Ltd" и "E.C. Еxperts Ltd" (остров Мэн).

При таком количестве "соисполнителей" очень сомнителен вывод Бориса Абрамовича, возлагающего вину исключительно на одного из консультантов.

Что касается характеристики фирмы "СПАГ" как "центра по отмыванию денег в Европе".

К сведению Бориса Абрамовича: часть денежных переводов фирмы осуществлялась через "Bank in Liechtenstein AG". Именно этот банк, а не "СПАГ", участвовал в приобретении 25 процентов акций румынского банка "International Bank of Religions". Именно в этом румынском банке, по утверждению немецкой разведки (BND), и были размещены "полуотмытые" (прошедшие через офшорные анонимные компании) фонды российской организованной преступности. Иными, более "весомыми" клиентами лихтенштейнского банка были десятки известнейших в России компаний, связанных с экспортом российских металлов и природного газа. В их числе, например, "Trans Commodities Inc.", "Corino Establishment", которая имела самое непосредственное отношение к зарождению "Газпромбанка", фирма "MKL AG", созданная прежним руководством Федерального агентства правительственной связи (ФАПСИ) и др. Именно поэтому на Западе обвиняется банк, а не фирма "СПАГ".

Что касается тезиса Березовского о том, что "В. Путин участвовал в приватизации, в частности Балтийского морского пароходства (БМП). Контроль за БМП позволил организовать продажу российских судов по заниженным ценам".

Так вот, о методе разграбления государственной собственности, который был применен в Санкт-Петербурге. Он основан на использовании решений российских третейских судов для судебного ареста за рубежом бывшей госсобственности. В частности, Санкт-Петербургское юридическое общество через действующий при нем третейский суд по экономическим вопросам по искам "Инкомбанка" выносило решения по поводу собственности "Балтийского морского пароходства". Далее Истец (с решением третейского суда на руках) шел в местный арбитражный суд, удовлетворявший иск. Для ареста приглянувшегося госимущества была создана дочерняя компания в Турции, по искам которой зарубежные суды выносили решения об аресте судов пароходства за границей и их последующей продаже. В таких "делах" активно использовался ряд адвокатов из бывшей ГДР. По самой приблизительной оценке, в этот процесс были вовлечены свыше 150 российских (включая резидентуру ФСБ в Германии) и иностранных физических лиц, а также 75 фирм из 14 стран мира. Поэтому увязывать реально происходившее расхищение российской собственности с каким-либо одним физическим лицом нет ни малейших оснований. Похоже, этой точки зрения придерживаются бельгийские и английские уполномоченные службы, проводившие расследования по делу БМП.

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что Борис Абрамович при подготовке указанного выше "документа" совершил как минимум две типичные ошибки. Первая - любовь или ненависть к объекту информации существенно превысили правила корректной и беспристрастной ее подготовки. И второе - выводы, основанные на использовании дешевых российских информаторов, никогда не приводят к корректным решениям реально существующих экономических проблем. Напомним, что главная опасность "информаций" такого рода в том, что они делают ничтожно малой вероятность цивилизованного решения реальных экономических проблем.