Жене соратника Навального Ашуркова "шьют" особо крупное мошенничество

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


  Жене соратника Навального Ашуркова "шьют" особо крупное мошенничество СКР: Александрина Маркво финансировала оппозиционера, "распиливая" госзаказы от Роспечати и мэрии Москвы

Оригинал этого материала

© "Известия", 23.12.2014, СК возбудил уголовное дело о мошенничестве против жены Ашуркова, Фото: РИА "Новости"

Анастасия Кашеварова, Тарас Подрез, Андрей Гридасов

Aaae70d71637e3e36d42c2a44b21348c.jpeg
Владимир Ашурков и Александрина Маркво

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» против гражданской жены главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова и владелицы столичной компании ЗАО «Бюро 17» Александрины Маркво, а также директора этой фирмы Андрея Мыльникова. Их подозревают в аферах при выполнении в 2010–2014 годах госконтрактов от Роспечати и департамента СМИ и рекламы города Москвы на общую сумму около 65 млн рублей. По версии следствия, часть этих денег была похищена и направлена на финансирование деятельности Алексея Навального и его партии. Сообщение о возбуждении уголовного дела размещено на сайте СКР.

Не исключено, что будут возбуждены новые уголовные дела — сейчас следователи проверяют на предмет махинаций другие госконтракты, исполнителем которых была компания «Бюро 17» и другие фирмы. По данным источников в СКР, в уголовном деле могут появиться и новые фигуранты: заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев и руководитель департамента средств массовой информации и рекламы правительства Москвы Владимир Черников .

Поводом для возбуждения уголовного дела стали публикации в СМИ о том, что родственники известных в России оппозиционеров зарабатывали на госконтрактах десятки миллионов рублей. После них лидер Национально-освободительного движения Евгений Федоров обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить законность финансирования оппозиции структурами мэрии Москвы и правительства. По его данным, компании гражданской жены главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова Александрины Маркво, среди которых было «Бюро 17» и ООО «Слава», заработали 100 млн рублей на гостендерах по организации различных мероприятий. Сам Ашурков в это время являлся помощником оппозиционера Алексея Навального, активно участвовал в его политических акциях.

Дорогие анонсы

Во время доследственной проверки эта информация уже частично подтвердилась. Как выяснили следователи, в 2010–2014 годах «Бюро 17» заключило с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) 7 госконтрактов на общую сумму 13 млн рублей, а с департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы — еще 9 контрактов на 51 млн рублей. В рамках выигранных тендеров компания взялась провести мероприятия по повышению престижа чтения в парках Москвы, а также конкурсы литературных анонсов.

— Главным следственным управлением Следственного комитета возбуждено уголовное дело против руководителей «Бюро 17» Александрины Маркво и Андрея Мыльникова. Они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном и особо крупном размере»), — говорится в заявлении официального представителя СКР Владимира Маркина.

Александрина Маркво была собственником и фактическим руководителем компании «Бюро 17», а номинальным директором значился ее водитель Андрей Мыльников.

— При организации одного из этих мероприятий в 2012 году Маркво воспользовалась уже готовой инфраструктурой, которая была в парке, однако в официальных отчетах отразила затраты на якобы аренду помещений на более 2 млн рублей. На этом основании мэрия Москвы оплатила расходы, — отмечают в СКР. — Поскольку никаких реальных затрат на аренду помещения не было, следствие считает, что деньги были ею похищены.

По версии следствия, по аналогичной схеме Александрина Маркво заработала в 2013 году на госконтракте на проведение конкурса литературных анонсов «Новости от классиков». Следователи полагают, что в отчете, представленном в Роспечать для оплаты контракта, Маркво и Мыльников сфабриковали смету о якобы потраченных 500 тыс. рублей на аренду помещений, покупку призов для участников и проведение торжественной церемонии награждения.

— Как установило следствие, ни аренды помещений, ни торжественной церемонии Маркво не организовывала, — сообщают в СКР. — Вместо того чтобы вручить четырем победителям призы в торжественной обстановке, подарки им разослали почтой, а кому-то предложили забрать их самостоятельно.

У следователей есть основания полагать, что Маркво заработала даже на призах победителям. Например, за первое место полагался ноутбук, за второе — планшет, за третье — смартфон, а за четвертое — электронная книга. Однако, по версии следствия, все победители получили дешевые электронные букридеры.

Примечательно, что в мероприятиях, которые организовывала Маркво, обычно принимали участие известные члены Координационного совета оппозиции и «Лиги избирателей». Это писатели Дмитрий Быков, Леонид Рубинштейн, Виктор Шендерович, Борис Акунин, а также супруги-телеведущие Михаил Шац и Татьяна Лазарева. По документам, последние получили в 2011 году от «Бюро 17» около 1 млн рублей, однако даже не смогли вспомнить, что это были за мероприятия.

Когда следователи вызвали на беседу Бориса Акунина, он предпочел выехать за границу. Леонид Рубинштейн и Виктор Шендерович вообще отказались общаться со следователем, сославшись на ст. 51 Конституции России, дающую возможность не свидетельствовать против себя.

["Ведомости", 24.12.2014, "Дело писателей": По словам Акунина, он уехал из России несколько месяцев назад, а когда СКР начал вызывать на допросы его коллег, писатель как раз приезжал в Москву, но на допрос его вызвали позже, когда он уже уехал. Акунин связался со следователем, но у того вопросов не оказалось. Рубинштейн отметил, что не состоял в Координационном совете оппозиции и Лиге избирателей. А Быков сказал «Ведомостям», что в парках вообще не выступал, а в СКР его вызывали, когда его тоже не было в Москве: «После возвращения я им звонил, но мне сказали, что сейчас во мне нужды нет». Шац отказался комментировать заявление СКР, Лазарева и Шендерович были недоступны для журналистов. [...]

Идет выяснение отношений, поскольку оказалось, что определенные люди во власти решали свои внутриэлитные задачи, используя «белоленточное» движение, говорит политолог Евгений Минченко: хотя чиновников формально оставили в покое, это не значит, что в отношении их не будут приняты меры. Кроме того, в этом конфликте оппозицию хотят выставить в дурном свете, полагает эксперт: «Если вы все такие оппозиционные, то зачем берете деньги у кровавого режима?» — Врезка К.ру]

В рамках расследования этого уголовного дела следователи проверят и другие госконтракты с «Бюро 17». Не исключено, что в ближайшее время фигурантом уголовного дела станет и формальный руководитель ООО «Слава» Ольга Возная. По данным следствия, фактическим руководителем этой фирмы также являлась Александрина Маркво.

Как рассказали «Известиям» источники в Следственном комитете, в материалах дела в качестве свидетелей уже фигурируют чиновники столичной мэрии и Роспечати. Речь идет о заместителе главы Роспечати Владимире Григорьеве и руководителе департамента средств массовой информации и рекламы правительства Москвы Владимире Черникове, которые курировали тендеры по своим ведомствам.

— Пока они проходят в качестве свидетелей. Но есть вероятность, что в ходе расследования их статус переквалифицируют со свидетелей на обвиняемых, — отмечает собеседник «Известий».

[ИА "РБК", 23.12.2014, "Следственный комитет возбудил уголовное дело по "делу Маркво": Источник в мэрии сообщил РБК, что сотрудники мэрии приглашались на предварительный опрос в Следственный комитет в рамках доследственной проверки по делу ЗАО «БЮРО17». Кроме того, мэрия Москвы предоставила следствию все необходимые документы. Однако, как заметил собеседник РБК, компания Александрины Маркво неоднократно выигрывала конкурсы на заключение контрактов, в которых участвовали и другие претенденты. Никаких претензий к исполнению контрактов и работе «БЮРО17» у мэрии Москвы не возникало, уточнил источник. Ранее источники РБК сообщали о том, что следователи опрашивали чиновников из департамента СМИ и рекламы, в том числе руководителя Владимира Черникова. […]

Информация о том, что московские власти с 2012 года финансируют оппозиционера Алексея Навального через компанию — организатора книжных выставок «Бюро17» Александрины Маркво, была впервые опубликована на сайте LifeNews в начале ноября. При этом публикация несколько раз [#ankor1 появлялась и исчезала] на сайте. Автор материала утверждала, что ее источники передали ей материалы, которые подтверждали финансирование со стороны мэрии Москвы и федеральных властей, в том числе предвыборной кампании Навального в мэры Москвы. — Врезка К.ру]

Как выигрывала Маркво

ЗАО «Бюро 17» уже давно зарабатывает на столичных тендерах. Пик побед Маркво пришелся на время мэрской избирательной кампании. Постоянное присутствие группы поддержки Навального на городских фестивалях являлось пропагандированием образа оппозиции и скрытой помощью блогеру.

Как рассказали «Известиям» высокопоставленные источники, деньги, получаемые от гостендеров, могли также оказаться на счетах Навального через его «Яндекс.Кошелек». Штаб Навального избрал систему сбора средств, позволяющую не раскрывать всех, кто перечисляет деньги на избирательный счет.

В 2011 году компания Маркво стала победителем тендера Роспечати по организации серии мероприятий на книжной ярмарке Book Market (1,39 млн рублей). Проведение этого и других тендеров ведомства, выигранных компаниями Маркво, тогда и сейчас курировал заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев.

В 2012 году компания победила в пяти тендерах, три из которых были организованы департаментом СМИ и рекламы. Общая сумма, полученная компанией Маркво из столичного бюджета в 2012 го­ду, составила более 27 млн рублей. В 2013 году тесное сотрудничество комитета по СМИ и рекламе и компании Маркво продолжилось. В рамках госзаказа от 29.03.2013 и госконтракта 68-ГК/13 от 30.05.2013 компания получила 17,8 млн рублей на «организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках Москвы».

Помимо этого, компания выиграла конкурсы комитета («Оказание услуг по представлению медиаэкспозиции издательской программы правительства Москвы «Москва книжная» на XXXI Международной книжной выставке в Мадриде», «Оказание услуг по организации приема от имени мэра Москвы для гостей и участников XX Международной книжной выставки в Пекине») на сумму более 2 млн рублей. Кроме того, компания победила в конкурсе Роспечати («Организация и проведение Всероссийского конкурса-парада буктрейлеров») — 3 млн рублей. В целом компания стала победителем конкурсов и тендеров на сумму более 27 млн рублей.

В 2014 году активность компании Маркво в городских тендерах снизилась: всего два тендера, и оба от комитета СМИ и рекламы — около 2 млн рублей. В то же время в 2014 году значительно выросла выручка компании «Слава», учредителем которой является подруга Маркво — Ольга Возная. По данным ЕГРЮЛ, единственным владельцем ООО «Слава» (создано в 2012 году, активно работает в госзакупках) является Ольга Возная — при этом она же является директором по развитию креативного агентства Buro 17 (учредитель ЗАО «Бюро 17» — Александрина Маркво).

Не исключено, что Возная является лишь номинальным владельцем агентства Slava.

Так, в рамках объявленного в апреле тендера комитета СМИ и печати на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках Москвы, ООО «Слава» получило 15,98 млн рублей. В сентябре этого года компания стала победителем тендера комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы на сумму 3,49 млн рублей («Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке и размещению цикла программ о туристских возможностях Москвы»). Тот же комитет отдал заказ «Славе» в рамках открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению творческого конкурса на сумму 2,7 млн рублей.

В июне-июле компания победила в тендерах Роспечати, получив право на проведение мероприятий на сумму более 6 млн рублей («Организация мероприятий в рамках проведения премии за лучший перевод русской литературы на иностранные языки «Читай Россию» — 2,99 млн рублей, «Организация и проведение мероприятий по поддержке и развитию чтения на мультимедийном книжном фестивале Book Market» — 1,4 млн рублей, «Организация и проведение Всероссийского конкурса буктрейлеров» — 2,3 млн рублей).

Бегство за границу

Как сообщали «Известия» в октябре, исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Владимир Ашурков, который в настоящее время находится в Великобритании, подал в июле этого года заявление в местное министерство внутренних дел с просьбой предоставить ему политическое убежище, мотивировав его политическим преследованием в России. Вместе с ним в Англии с мая 2014 года находятся гражданская жена Александрина Маркво, ее дочь и их общий с Ашурковым сын Николай, который родился уже в Великобритании. Сам бывший топ-менеджер «Альфа-Групп» в июле был объявлен в федеральный розыск по делу о мошенничестве, связанному с хищением средств, собранных во время избирательной кампании на пост мэра Москвы его соратника Алексея Навального.

Стремительный отъезд исполнительного директора Фонда по борьбе с коррупцией за границу вызвал возмущение в рядах оппозиционеров. Так, коллеги Ашуркова заявляли, что он сбежал за границу, присвоив себе чужие деньги. Как сообщало СКР, в июле 2013 года, когда Алексей Навальный был зарегистрированным кандидатом на выборах мэра Москвы, его ближайшие соратники Константин Янкаускас, Николай Ляскин и Владимир Ашурков перечислили по 1 млн рублей на его избирательный счет. Чтобы возместить эти средства, трое соратников Навального попросили пользователей интернета переводить деньги на их электронные кошельки. В результате они получили более 10 млн рублей — в том числе от анонимных пользователей из России, а также с зарубежных IP-адресов.

["РГ", 13.08.2013, "Платежи идут из-за границы": В частности, установлено, что через электронную платежную систему Яндекс-деньги средства перевели свыше 300 иностранных юридических и физических лиц, а также анонимные жертвователи из 46 стран мира.

По данным прокуратуры, речь идет о денежных переводах, в том числе из США, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Канады с 347 айпи-адресов, которые были направлены в электронные кошельки Навального и членов его предвыборного штаба Ляскина, Янкаускаса и Ашуркова. — Врезка К.ру]

Следствие считает, что Янкаускас, Ляскин и Ашурков похитили собранные средства, несмотря на то что заявляли о сборе денег на политическую деятельность Навального.

      • "У нас сложилась полная картина, что Навальный — проект Кремля" Вброс LifeNews в "дело Навального" отрикошетил в Собянина

Оригинал этого материала

© ИА "РБК", 06.11.2014, LifeNews вернул на сайт статью о финансировании Навального Кремлем, Фото: "Коммерсант"

Елизавета Антонова, Фарида Рустамова, Жанна Ульянова

E4c9ebb91cfa4cfa06b4fd4af9c8639c.jpeg
Алексей Навальный

Скандальный материал «Кремль тайно финансировал Навального», удаленный с сайта LifeNews через час после публикации в четверг утром, снова появился на сайте около 13:30.

«Возле меня сейчас бегает Арам Габрелянов и кричит. Он только что приехал, мы собрались и провели разбор полетов. Я доказывала ему, что все документы, аудиозаписи у меня на руках, подтверждения того, что Навальный — проект Кремля, у меня есть», — сказала РБК автор материала Анастасия Кашеварова, которая утверждает, что уверена в своей заметке.

В результате, по ее словам, было решено вернуть заметку на Lifenews.

«Мои доказательства воздействовали на шефа, как я понимаю, я еще пока работаю. Шеф готов за меня бороться, очень приятно, что он не сдает своих сотрудников по приказу Кремля», — отметила Кашеварова.

Ранее она написала у себя в Facebook о том, что после материала о Навальном ее могут уволить.

«Вот и все. Шеф Арам Габрелянов болеет и за нас заступиться вообще некому. Из-за Навального я в «Известиях», видимо, больше не работаю», — говорилось в сообщении.

Ранее Кашеварова пояснила РБК, что материал был удален, «потому что он вышел без ведома шефа». По ее словам, Арам Габрелянов болеет и не был в редакции на момент выпуска материала.

«Мы несколько недель разрабатывали тему. Мой отдел — отдел политики — и экономики. У нас сложилась полная картина, что Навальный — проект Кремля. Нашли документы, проверили тендеры, опросили всех, кто их объявлял. Разговаривали с очень высокопоставленными чиновниками, то есть это даже не два-три словесных подтверждения. Это документы, переписки соратников Навального с людьми от Кремля. Когда у тебя есть неопровержимые доказательства, то ты уверен в себе, и знаешь, что при случае можешь отстоять свою правоту. На меня неоднократно подавали в суд. Я никогда не проигрывала. Всегда были доказательства. Я бы на месте главреда заметку не снимала», — прокомментировала РБК Кашеварова.

Материал «Кремль тайно финансировал Навального» провисел на сайте LifeNews немногим более часа, после чего был удален.

В анонсе к заметке «Кремль тайно финансировал Навального» издание утверждало, что обнаружило «доказательства закамуфлированной поддержки оппозиционера федеральной властью». Материал посвящен Александрине Маркво, гражданской супруге сторонника Навального Владимира Ашуркова.

«Принадлежащее Маркво ЗАО «БЮРО 17» в период с 2012 по 2014 год раз за разом побеждало в конкурсах на проведение различных мероприятий для мэрии Москвы и Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций. Этим победам не мешала ни «антикоррупционная» деятельность Владимира Ашуркова и Алексея Навального, ни выдвижение блогера в мэры и построенная на жесткой критике властей избирательная кампания 2013 года», — говорилось в заметке. Авторы заметки подсчитали, что с 2012 года компания Маркво заработала на государственных тендерах 100 млн руб.

Источник в администрации президента, комментируя ТАСС заметку, назвал эту информацию о финансировании Навального из Кремля «полным бредом и погоней за рейтингами». При этом он добавил, что достоверность опубликованных LifeNews документов необходимо проверить.

«Информация о финансировании Кремлем Навального — это такой бред, который мы даже не можем комментировать», — заявила РБК пресс-секретарь оппозиционного политика Кира Ярмыш, отметив, что об участии компании гражданской жены Ашуркова в тендерах московского правительства можно спрашивать только саму Маркво или ее мужа. Ашурков назвал публикацию ерундой и отказался ее комментировать.

Сам Навальный у себя в твиттере прокомментировал историю с удалением публикации так: «Мы, кстати, не просто велели удалить заметку на «Лайфньюз», пообещав, что вопросом займется первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин, а владелец телеканала Арам Габрелянов будет наказан». «Не скажем как, но Володин накажет его лично», — пообещал оппозиционер.

["Газета РБК", 07.11.2014, "Московские власти обвинили в финансировании оппозиции": Публикация LifeNews в меньшей степени бьет по Навальному и тем более по Кремлю, отмечает собеседник РБК, близкий к администрации президента. Наиболее очевидный урон опубликованная информация наносит по московским властям, отмечает собеседник. В администрации президента критично относятся к мэрии Москвы и лично Собянину — у того есть реальный рейтинг, и он обладает политической самостоятельностью, говорит другой источник, близкий к Кремлю. Оба собеседника предполагают, что публикация была направлена в том числе против столичных властей. «Что касается Кремля, то он явно упоминается в материале только для отвода глаз», — говорит собеседник.

Выгодополучателями публикации можно считать сторонников ужесточения курса власти в Кремле, которые традиционно работают с этим изданием, говорит политолог Константин Калачев. Это многовекторная интрига, которая одновременно бьет и по Навальному, и по либералам в правительстве, и по московским властям, продолжает он. «Кампания по ослаблению Собянина на самом деле и не останавливалась никогда, а кроме этого нельзя списывать со счетов борьбу за высокие посты, в том числе кресло премьера», — подчеркивает Калачев. — Врезка К.ру]

 


Ссылки

Источник публикации