Закат французской "вечерки"

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Газета France Soir, купленная сыном Сергея Пугачева, ежемесячно теряет от 1 до 2 млн евро

"Газета прогибается под власти, всех нормальных журналистов уволили, те, кто остался, не могут свободно писать даже о друзьях Сарко (президента Саркози), не то чтобы о нем самом"

Оригинал этого материала
© The New Times, origindate::28.03.2011, Фото: "ИТАР-ТАСС", AFP

Закат французской "вечерки"

Сергей Хазов

Compromat.Ru

Сергей Пугачев

Дорогое удовольствие

Франция переполнена слухами о скорой продаже газеты France Soir, приобретенной в 2009 году Александром Пугачевым, сыном бывшего российского миллиардера Сергея Пугачева. Судьба этого издания, ставшего частью французской традиции, важна для исхода президентских выборов во Франции — до них осталось всего 14 месяцев. Цену слухам о продаже The New Times узнавал за редакционными кулисами.

Интересным активом France Soir назвать сложно: рынок печатной прессы падает во всем мире, конфликты между редакцией и акционерами привели газету на грань банкротства, ее тиражи, в лучшие времена достигавшие миллиона экземпляров, на момент покупки Пугачевым составляли всего 22 тыс. Впрочем, судя по истории сделки, сверхприбылей Пугачевы от France Soir и не ждали. Как сказал в интервью The New Times Александр Пугачев, приобретя в 2006 году 20% компании, его отец собирался их перепродать через какое-то время, когда издание выйдет «на более интересный уровень». Но на означенный уровень известная правая газета так и не вышла — и спустя три года семья Пугачевых получила от прежних собственников оставшиеся 80%.

Зачем все это?

Эксперты с самого начала задавались вопросом: зачем русскому банкиру непрофильный и неприбыльный бизнес? Версий было две: политическая и семейная. Согласно первой, через Пугачева Кремль протягивал руку помощи изданию, поддерживающему Николя Саркози. Да и выбор владельца был неслучаен: именно на верфях Объединенной промышленной корпорации (ОПК), принадлежащей Сергею Пугачеву, Москва собиралась строить французские вертолетоносцы «Мистраль». «Это был знак доброй воли, — считает Жан-Кристоф Феро, редактор отдела в газете Les Echos. — Саркози, получив президентский мандат, много занимался прессой и мечтал, чтобы основные французские издания оказались в руках его друзей».

Compromat.Ru

Александр Пугачев

Вторая версия в пояснениях не нуждается: молодой Пугачев, который учился в Монако и жил между Парижем, Москвой и Лазурным Берегом, просто получил от папы престижный подарок.

Сам Александр на вопрос о причинах покупки газеты отвечает не очень определенно: «Никогда не собирался заниматься журналистикой, — говорит он, — просто так получилось».

Планы были наполеоновские: поднять тираж до 150 тыс. и выйти на самоокупаемость. Но несмотря на 60-миллионные инвестиции, за два года эта задача не выполнена и наполовину: сегодняшний тираж — всего 70 тыс., ежемесячные потери составляют от €1 до 2 млн. Александр Пугачев не теряет задора: новый макет, запущенный в марте 2010 года, рекламная кампания стоимостью €4,5 млн в январе 2011-го, развитие интернет-сайта и создание версии для Ipad должны вытащить France Soir из кризиса. Однако журналисты, работающие в газете, говорят, что на внутриредакционных встречах оптимизма гораздо меньше. «Нам говорят: успокойтесь, все будет хорошо, свою зарплату вы в конце месяца получите, — сообщил The New Times на условиях анонимности один из корреспондентов, — но при этом руководство открыто признает, что мы теряем чуть ли не €100 тыс. в день, поэтому надо искать какие-то способы зарабатывать деньги».

Бизнес не по-местному

«Здесь (во Франции) сложно работать: людей невозможно уволить», — жалуется Александр Пугачев. На эти слова ему пеняют не только уволенные сотрудники, но и те, кто работает в газете по сей день. «Во Франции нельзя кидаться такими словами, тем более публично: это противоречит нашим ценностям и создает нездоровую обстановку в коллективе», — замечает журналист France Soir.

Французские ценности, однако же, не мешают владельцу избавляться от сотрудников по-русски. В 2009 году в газете сильно поменялся состав редакции, были уволены собственные корреспонденты в Москве и Риме. Официальная версия — сокращение расходов. Но, по словам Ариель Дюмон, экс-собкора в Италии, причина, которую ей объяснили по телефону, была иная: «Слишком критичное освещение политики Берлускони». «Старой доброй France Soir больше нет, — уверяет Дюмон, — газета прогибается под власти, всех нормальных журналистов уволили, те, кто остался, не могут свободно писать даже о друзьях Сарко (президента Николя Саркози. — The New Times), не то чтобы о нем самом». В 2010 году были уволены главный редактор Кристиан де Вильнёв и гендиректор Кристин Вульверт, причем де Вильнёв успел проработать на своем посту всего пять месяцев.

Однако, по словам Александра Пугачева, никакой текучки кадров в компании нет: журналисты-де приходят и уходят в рамках нормального рабочего процесса, Кристиан де Вильнёв не выполнил задачи по тиражам, а Кристин Вульверт вообще «подделала рабочий контракт, да еще и распустила слух, что газета находится на грани банкротства». «Во Франции судами заправляют масоны, — уверяет The New Times Александр Пугачев, — и эта директриса позвонила своим друзьям, так что суд ни с того ни с сего решил установить в газете внешнее управление, хотя ни о каком банкротстве речь не шла».

Многие уволенные подают на бывшего работодателя в суд с большими шансами выиграть процессы. «Господин Пугачев никак не может осознать: он во Франции, — говорит Ариель Дюмон, — а у нас принято уважать своих сотрудников». Впрочем, если Дюмон добивается компенсации, то Кристин Вульверт надеется на возвращение в газету: «Я буквально выросла во France Soir, сердце кровью обливается, когда видишь, во что она превратилась». По информации, которую сама Кристин не подтвердила, она пытается найти партнеров для покупки издания.

Французская трясина

По слухам, на летучке 23 марта Александр Пугачев держал речь перед журналистами. Если газета будет и дальше терять такие деньги, предупредил он, ему придется либо закрыть ее, либо сделать еженедельной. Редакции был представлен план антикризисных мер: сокращение штатов и поиск новых типографий. Пока что уволить собираются всего восьмерых сотрудников, в том числе директора, ответственного за связи с типографиями, Александрин Сальви, которая является… дочерью Кристин Вульверт.

Нет и официального подтверждения тому, что Пугачевы собираются расстаться с изданием. В ряде французских СМИ прошла информация о том, что Александр Пугачев предлагал партнерство, если не продажу газеты, Мишелю Лукасу, президенту банка Credit Mutuel, владельцу одной из региональных медиагрупп. Пугачев-младший уверен: эти слухи распускает Кристин Вульверт. Однако его опровержение было не слишком решительным: «Если кто-то предложит мне хорошие деньги, я, конечно, газету продам».

Кругом долги

Предложат ли Пугачеву-младшему «хорошие деньги»? По мнению Жана-Кристофа Феро, France Soir ничего не стоит: «Одни долги и никакой надежды на развитие. Пугачев завяз по уши в бизнесе, в котором изначально ничего не понимал». Г-н Феро уверен: покупка газеты была для Пугачевых вопросом престижа, но если раньше за спиной Александра стояли €1,5 млрд его отца, то сегодня они канули в Лету: Сергей Пугачев, лишившись главного своего актива — Межпромбанка, почти разорен, досрочно отправлен в отставку с сенаторского поста и больше не в фаворе в Кремле. А потому г-н Феро не исключает, что «дирекция France Soir cама же и распускает слухи о скорой продаже, чтобы заинтересовать инвесторов». Все-таки эта газета — традиционная часть правого политического пейзажа. А поскольку не за горами выборы и пейзаж должен быть полноценным, то и за покупателем дело не станет.


***

Compromat.Ru

Frаnce Soir ("Франс Суар" — "Вечерняя Франция") —
ежедневная вечерняя французская газета правого толка. Создана в 1944 году, став правопреемницей подпольной газеты «Французская оборона», издававшейся с 1941 г. в подвале Сорбонны. Первый главный редактор, а впоследствии и генеральный директор газеты, Пьер Лазарев, сын еврейских эмигрантов из России, сделал газету самой популярной во Франции (его жена Елена Лазарева основала журнал Elle). В 50-х годах тираж France Soir достигал 1,5 млн экземпляров: успех объяснялся огромной сетью зарубежных бюро, обеспечивающих газету репортажами и фотографиями из горячих точек. France Soir стала первой французской газетой, которая начала публиковать комиксы. Вышедший отдельным приложением в 1957 г. роман Анн и Сержа Голон «Анжелика, маркиза ангелов» принес газете 250 тыс. новых читателей. «Золотой век» France Soir закончился в начале 70-х со смертью Пьера Лазарева. В 2005 г. газета была на грани банкротства, суд ввел в ней внешнее управление на шесть месяцев. В конкурсе на проект развития издания принимал участие и российский бизнесмен Аркадий Гайдамак. Но газета перешла в руки бизнесмена Жана-Пьера Брюнуа. В 2006 г. газета перепечатала карикатуры на пророка Магомета, опубликованные в датской газете «Юлландс постен», что вызвало скандал во Франции и привело к отставке главного редактора Жака Лефранка.