Игорь Коломойский приватизировал свободу слова

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Игорь Коломойский приватизировал свободу слова

Миллиардер топит свою медиаимперию в "джинсе", блокирует негатив против Януковича и мочит врагов "вбросами"

Оригинал этого материала
© Лента.Ру, origindate::18.02.2013, "Чистой воды свинство и провокация", Фото: football.ua, liga.net

Украинскому агентству УНИАН объявили бойкот из-за фальшивых новостей

Елизавета Сурганова

Compromat.Ru

Игорь Коломойский

В субботу, 16 февраля, два украинских издания — «Зеркало недели» и «Украинская правда» — объявили бойкот информационному агентству УНИАН. Причиной стал скандал, разразившийся на прошлой неделе: на сайте УНИАНа появились фальшивые сообщения об оппозиции, которые журналисты агентства назвали навязанной сверху «джинсой». Руководство УНИАНа пока никак не комментирует произошедшее. Между тем коллектив агентства уже направил обращение владельцам и представителям Евросоюза, требуя уволить руководство. Журналисты считают, что речь идет о намеренном уничтожении репутации одного из крупнейших и авторитетнейших информационных агентств Украины.

Репутационный скандал вокруг УНИАНа начался 11 февраля из-за публикации на сайте агентства трех заметок. В одной из них оппозиционный лидер, народный депутат Александра Кужель якобы заявила, что власть готовится ее арестовать и что если это произойдет, тысячи людей выйдут на улицы в ее поддержку. Кроме того, говорилось в материале, она упомянула информатора в оппозиционной среде, который «сливает» данные режиму. В другой заметке было опубликовано заявление от лица адвоката Юлии Тимошенко (также народного депутата) Сергея Власенко. Власенко якобы рассказал об усилившемся давлении властей: в частности, как написал УНИАН, у его дома появились «сотрудники СБУ [Службы безопасности Украины] в костюмах мультипликационных медведей, которые под видом раздачи рекламной продукции ведут негласное наблюдение».

Абсурдности этому и без того комичному заявлению прибавило его «опровержение»: спустя несколько часов УНИАН опубликовал третью заметку, в которой Власенко якобы возмущался журналистами, которые снова все переврали — в частности, перепутали, мол, сотрудников СБУ с сотрудниками Генпрокуратуры. «Слишком часто в СМИ публикуются мои заявления, где три четверти правды, а 25 процентов — полная чушь, которую добавляют к правдивому заявлению, чтобы выставить меня в роли клоуна», — цитировал УНИАН «праведный гнев» Власенко. Сообщения об опасениях оппозиционера немедленно разошлись по крупнейшим украинским СМИ.

Однако уже вечером 11 февраля выяснилось, что «клоуном» Сергея Власенко пытается выставить именно УНИАН. Адвокат Тимошенко опроверг все сообщения, опубликованные агентством, отметив, что не давал ему никакого интервью. «Это чистой воды свинство и провокация», — добавил он. Одновременно от своих слов отказалась и Александра Кужель. Пока остальные СМИ печатали опровержения, УНИАН убрал с сайта заметки (в информационную ленту агентства они так и не попали). Однако уже через несколько часов все три материала появились на сайте снова, без каких-либо сообщений об опровержении со стороны Власенко и Кужель.

На следующий день несколько журналистов УНИАНа опубликовали заявление, в котором назвали новости о Власенко и Кужель «джинсой» от неизвестного заказчика. Они отметили, что ответственность за их размещение лежит на шеф-редакторе агентства Михаиле Ганницком и генеральном директоре Вадиме Осадчем. Журналисты также рассказали, что в конце 2012 года редакцию агентства «усилили» четырьмя сотрудниками, которые «лояльны к руководству и выполняют всю грязную работу».

В четверг 14 февраля журналисты УНИАНа обратились напрямую к руководству медиахолдинга, в который входит агентство: бизнесмену Игорю Коломойскому, который является главным акционером компании, президенту УНИАН и председателю Национального союза журналистов Украины Олегу Наливайко, а также руководителю медиахолдинга Александру Ткаченко. Сотрудники информагентства обвинили Ганницкого и Осадчего в превращении агентства в убыточное, падении его влиятельности, снижении уровня материалов, а также нанесении «сокрушительного удара по репутации УНИАН». Журналисты предложили назначить в агентстве временных руководителей, заняться восстановлением его репутации, а также создать «редакционный совет, который сделает невозможным повторение в будущем случаев нарушения правил профессиональных стандартов и этики со стороны нового менеджмента». Помимо владельцев и топ-менеджмента УНИАНа, это письмо было также направлено представителям Евросоюза, членам Европарламента, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунье Миятович, а также в организацию «Репортеры без границ».

Сами руководители агентства — Михаил Ганницкий и Вадим Осадчий — скандал вокруг УНИАНа пока никак официально не комментируют, намекая только, что требование поставить фальшивые новости шло «сверху». На письменный запрос «Ленты.ру» ни Ганницкий, ни Осадчий не ответили, при попытках дозвониться секретари ссылались на их занятость. Между тем, как заявляет журналист «Украинской правды» Мустафа Найем со ссылкой на неназванных сотрудников УНИАНа, настаивал на публикации сфальсифицированных новостей глава медиахолдинга Александр Ткаченко. [...]

[Мустафа Найем, origindate::14.02.2013, "УНИАН и медведи: кто убил репутацию агентства?": […] надо отметить, что на сегодняшний день редакция УНИАНа разделена на два офиса. Часть сотрудников, работают в офисе на улице Фрунзе и курируют сайт агентства; другая часть сидит в здании агентства на Крещатике и руководит лентой новостей. На Фрунзе находится и все руководство медиахолдинга Игоря Коломойского, в частности глава холдинга Александр Ткаченко и Вадим Осадчий.
Что важно, контент сайта и ленты не идентичен и формируется разными редакторами. Так, все три новости — заявление Александры Кужель, новость о медведях и ее опровержение, — из-за которых случился скандал, были опубликованы на сайте УНИАНа редакторами из главного офиса агентства, но так и не появились в официальной ленте новостей УНИАНа.
Редакторы, ставившие эти новости, утверждают, что получили материалы от генерального директора агентства Вадима Осадчего. При этом господин Осадчий в разговоре заявлял, что это личное указание Александра Ткаченко. Другие сотрудники холдинга рассказали, что перед появлением этих материалов между Вадимом Осадчим и Александром Ткаченко произошла перепалка по поводу правдивости этих новостей. По их словам, в итоге Александр Ткаченко настоял поставить новости под собственную ответственность.
Новость от имени Власенко были опубликованы в 13:44, а опровержение в 18:08. Главный же редактор УНИАНа — Михаил Ганницкий — узнал об их публикации около 17 часов вечера из звонка Александры Кужель. В этот вечер из-за разразившегося скандала Ганницкий отказался от приглашения пойти на эфир "Свободы слова" на ICTV.
Сотрудники утверждают, что примерно в это же время Михаил Ганницкий связался с редакцией на Фрунзе и лично попросил снять публикации с сайта. Публикации сняли. Но уже через несколько часов новости снова появились на сайте УНИАН. Сотрудники утверждают, что это произошло по настоянию Вадима Осадчего, который сослался на телефонный звонок Александра Ткаченко.
Вчера вечером я пытался дозвониться до всех трех руководителей холдинга. Никто из них на звонки не ответил. Насколько мне известно, господин Ткаченко вчера находился на лыжном курорте Буковель, где проходило празднование пятидесятилетнего юбилея Игоря Коломойского. […]
Мне сложно представить, как агентство выйдет из этой ситуации. Но было бы правильно, чтобы после этой встречи все три руководителя холдинга — Александр Ткаченко, Вадим Осадчий и Михаил Ганницкий — дали совместную пресс-конференцию с внятным объяснением инцидента.
В противном случае, ситуация выглядит так, что убийство репутации агентства было инициировано главой медиахолдинга Игоря Коломойского — Александром Ткаченко. Исполнителем операции выступил генеральный директор агентства Вадим Осадчий. А вот козлом отпущения, судя по всему, хотят сделать главного редактора агентства Михаила Ганницкого. — Врезка К.ру]

Compromat.Ru

Михаил Ганницкий

У коллектива УНИАНа уже не первый раз возникают конфликты с новым руководством. Вадим Осадчий был назначен гендиректором УНИАНа в феврале 2012 года. Через несколько месяцев, в мае, он отстранил от должности главного редактора агентства Александра Харченко, назначив на его должность Михаила Ганницкого, ранее работавшего в газете «Сегодня», а зимой 2012 года ставшего заместителем Харченко. Сам Харченко, который возглавлял УНИАН на протяжении 13 лет, заявил тогда, что его отстранение — это продолжение политики по уничтожению независимых СМИ на Украине. Некоторое время он возглавлял сайт УНИАНа, а затем и вовсе покинул агентство.

Осенью 2012 года о цензуре заговорили и рядовые сотрудники агентства. Они заявили, что руководство издания удаляет отдельные новости с сайта агентства и дает указания, каким темам уделять более пристальное внимание. По словам журналистов, им, в частности, запрещали публиковать негативные новости о Викторе Януковиче, нескольких сотрудников даже оштрафовали за материалы отрицательного характера о президенте.

В нынешнем скандале с УНИАНом интересно то, что почти никто не комментирует само содержание фальшивых новостей про представителей партии Юлии Тимошенко. Заказчики этих публикаций при желании могли бы опубликовать куда более неприятный компромат на оппозиционеров, чем заявления, просто выставляющие их в комическом свете. По-видимому, это и дает основания многим — в том числе и самим униановцам — полагать, что публикация материалов была скорее шагом по дискредитации независимого агентства с 20-летним стажем работы, чем по дискредитации оппозиции.

Пока что одним из главных итогов случившегося с УНИАНом стал бойкот агентства со стороны коллег из других СМИ. Первым с большим редакционным материалом выступил общественно-политический еженедельник «Зеркало недели». В издании заявили о беспрецедентности произошедшего: «Крушение основ: а на какую же тогда информацию вообще можно положиться, если даже агентства — ровесники независимости, компании, для которых репутация — это основа существования, могут себе позволить беззастенчиво врать в глаза читателю, разводя руками и кивая на начальство?». Редакция «Зеркала» заявила, что будет бойкотировать всю информацию, поступающую от УНИАНа, пока руководство агентства не снимет фальшивые новости с сайта, не опубликует их опровержение и не объяснит, наконец, причины этого информационного «вброса».

К заявлению «Зеркала недели» присоединилась «Украинская правда». Издание заявило, что агентство УНИАН стало «каналом распространения не просто недостоверной информации, а активным участником информационной войны на стороне власти». Сотрудникам УНИАНа оно предложило публиковать заметки в собственных аккаунтах в социальных сетях, отмечая, что «журналисты агентства имеют гораздо большее доверие, чем бренд УНИАН». Позже к бойкоту присоединился и телеканал ТВi.

С ответом на громкие заявления коллег выступил один из сотрудников УНИАНа Сергей Воропаев. В статье под названием «Бойкот УНИАН: Лицензия на убийство?» он отметил, что бойкот информагентства не является эффективной мерой и гарантией того, что в УНИАНе и других украинских СМИ не будут появляться заказные материалы. На его взгляд, своим заявлением о бойкоте «Зеркало недели» и «Украинская правда» «фактически предлагают предоставить лицензию на убийство одного из старейших информационных агентств Украины». Предложение же журналистам публиковаться в социальных сетях Воропаев счел «скорее издевательством, чем проявлением цеховой солидарности».

В защиту униановцев выступила и сама депутат Александра Кужель, ставшая героиней одной из поддельных новостей. Она раскритиковала тех, кто подвергает обструкции журналистов УНИАНа, и заявила, что ставить знак равенства между ними и менеджментом информагентства — большая ошибка. «Наверное, мы настолько привыкли жить в состоянии несвободы, что чья-то позиция активной борьбы с этой самой несвободой выглядит нонсенсом», — написала она в своем фейсбуке.

В среду 20 февраля коллектив УНИАНа собирается провести собрание, на котором журналисты обсудят создание временного редакционного совета, который будет заниматься авторизацией информации, появляющейся на новостной ленте. Кроме того, сотрудники информагентства рассмотрят возможность проведения забастовки с требованием уволить руководство компании. Ситуацию в УНИАНе обещали обсудить и на ближайшем заседании межведомственной рабочей группы при президенте Украины по анализу состояния соблюдения законодательства о свободе слова и защите прав журналистов. [...]

[pravda.com.ua, origindate::19.02.2013, "Владельцы УНИАНа вышли на контакт с коллективом": В агентстве УНИАН состоялось собрание трудового коллектива с участием представителей собственников агентства и руководителей. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе ИА.
"На собрании присутствовали руководитель группы "1+1 Медиа" Александр Ткаченко, глава Национального союза журналистов Олег Наливайко и гендиректор агентства Вадим Осадчий", — сказано в заявлении.
"Стороны высказали свои позиции и свое видение ситуации в агентстве, после чего было решено взять перерыв для наработки и обсуждения решения", — добавили в УНИАНе. — Врезка К.ру]

[pravda.com.ua, origindate::19.02.2013, "Томенко: УНИАН не реагирует на письма с Верховной Рады": Руководство УНИАН никак не отреагировало на письмо комитета ВР по вопросам свободы слова, где депутаты просили разъяснить ситуацию, сложившуюся с распространением этим агентствам несуществующих заявлений народных избранников. Об этом заявил глава комитета Николай Томенко, сообщает сайт политика.
По его словам, комитет написал письмо гендиректору УНИАН Вадиму Осадчему еще 13 февраля, но официального ответа до сих пор не получил. Более того, в агентстве УНИАН сообщили, что они даже ничего не слышали об этом письме.
"Считаю, что такая, мягко говоря, неадекватная реакция (отсутствие ответа на письмо) этого, когда-то уважаемого, информационного агентства еще раз подтверждает необходимость того, чтобы учредители УНИАНа пошли навстречу коллективу и сменили нынешнее руководство этого агентства", — отметил Томенко. — Врезка К.ру]


***

Оригинал этого материала
© pravda.com.ua, origindate::26.10.2012, Фото: lb.ua, Иллюстрации: via pravda.com.ua

Журналисты сайта УНИАН жалуются на цензуру

Compromat.Ru

Вадим Осадчий

Пятеро журналистов сайта УНИАН заявили о цензуре со стороны руководства ресурса.

Об этом говорится в их заявлении, которое есть в распоряжении "Украинской правды".

"Гендиректор УНИАН Вадим Осадчий довел до редакторов сайта УНИАН Любви Жаловагы и Валентины Романенко, что на основании служебной записки руководителя интернет-проектов УНИАН Николая Кондратенко каждая из них оштрафована на 200 гривен за публикации на сайте новости "На Банковой — пикет: Януковичу принесли ботинок с елкой", — сообщают журналисты.

В новости говорилось об акции в защиту Беличанская леса.

Заявление подписали старший редактор сайта Любовь Жаловага, редакторы сайта Валентина Романенко, Наталья Овдиенко, Роман Романюк, Наталья Негрей.

"Заявлению о штрафах предшествовало распоряжение снять новость с сайта. Разговор с Кондратенко и Осадчим свелся к выяснению вопроса "Зачем вы затрагиваете Януковича?", — указывают журналисты.

Compromat.Ru

"После нашего заявления о намерениях обнародовать содержание разговора и факты цензуры на сайте руководство, предчувствуя последствия для себя, сначала дало задний ход, а потом начало прибегать к шантажу", — добавили они.
Compromat.Ru

"Мы заявляем, что решив обнародовать эту информацию, отдаем себе отчет в неравенстве сил, но уже сработал эффект пружины. Мы осознавали, что со сменой руководства изменятся и правила игры, но мы, как могли, старались сохранить лицо сайта в надежде на временность ситуации и лучшие времена", — говорится в заявлении. [...]


***

Оригинал этого материала
© "Украинская правда", origindate::31.10.2012, Иллюстрация: via Корреспондент.net

В УНИАН рассказали о новых фактах цензуры: "джинса" о Симоненко и Третьякове, "табу" на Арьева

Коллектив сайта УНИАН обнародовал новые факты цензуры, которые допускало руководство ресурса в течение длительного периода.

Об этом говорится в открытом письме пяти редакторов сайта агентства к гендиректору УНИАН Вадиму Осадчему.

По их словам, руководство наложило "табу" не только на плохие новости о президенте Викторе Януковиче, но и о лидере коммунистов Петре Симоненко, а также приказало усиленно освещать избирательную кампанию Александра Третьякова.

В частности, редакторы утверждают, что получали от руководителя департамента интернет-проектов Николая Кондратенко письма, где он дает прямые указания "отслеживать активность КПУ и вождя пролетариата и обращать пристальное внимание на их новости".

В качестве примера они приводят случаи снятия новостей о "вожде пролетариев", где он предстает в невыгодном свете, в частности, новости под заголовком: "Симоненко забросали яйцами и гнилыми фруктами".

"Хотим напомнить вам о том, что это не единственная информация, снятая с сайта по распоряжению Николая Кондратенко по согласованию с вами", — пишут редакторы УНИАН Осадчему.

Они приводят список новостей, которые были сняты с ленты в августе — сентябре:

— 13.08 "Оппозиция заявляет о появлении фальшивого интервью Турчинова";
— 22.08 "Симоненко забросали яйцами и гнилыми фруктами";
— 24.08 "С журналисткой, которая тайно проникла в Межигорье, вдруг оборвался связь"
— 02.09 "СМИ: интересы ПР в окружкомах будут представлять 13 из 18 членов";
— 29.09 "В Донецке металлурги ждали Януковича час — встреча длилась 5 минут". ("Эта новость особенно разозлила вас, господин Осадчий")
— 03.10 "Регионал подал в суд на журналиста из-за поста в сети".

Кроме того, по словам редакторов, "табу" было наложено на фамилии Дония, Арьева, Бригинца.

"Нам также было запрещено освещать на сайте события на Всемирном газетном конгрессе, когда избили наших коллег из Украинской правды. Редактор Жаловага пыталась лично объясниться с вами, но реакция была ожидаема: на освещение журналистского протеста на сайте вы лично наложили табу", — говорится в письме.

Зато, отмечают редакторы, они вынуждены были разместить на сайте только за октябрь 37 комментариев Третьякова.

"У нас есть подозрение, что "жертвенным бараном" в этой истории вы сделаете Николая Кондратенко, которого поставили на сайт "смотрящим". Человека, который прибегает к определениям "Этот гребаный УНИАН". Но, как не жаль, мы должны показать, что все распоряжения выдавались после согласования с вами. Поэтому делать из него стрелочника мы бы вам не советовали — слишком все очевидно...", — заявили редакторы.

Они также добавили, что результатом реформ Осадчего стало резкое падение посещаемости сайта — в рейтинге bigmir УНИАН спустился с 2-3 мест на 7-8.

"Завоевывать авторитет агентству, которое за 20 лет своего существования без вас снискало себе серьезную репутацию, широкий стабильный круг читателей и авторов, дело, возможно, и благородное, но именно из ваших уст это намерение звучит цинично и абсурдно", — написали редакторы.

Письмо подписали старший выпускающий редактор Любовь Жаловага, редакторы Александр Волынский, Валентина Романенко, Роман Романюк, Наталья Овдиенко, бильд-редактор Наталья Негрей.

Как известно, ранее пять редакторов сайта УНИАН заявили о цензуре со стороны Осадчего. Поводом этому стало то, что гендиректор оштрафовал двух редакторов сайта на 200 гривен каждую за публикацию на сайте новости под заголовком "На Банковой — пикет: Януковичу принесли ботинок с елкой". [...]

Позже Осадчий опроверг обвинения сотрудников агентства в цензуре, впрочем, не прокомментировав их по существу.

[Корреспондент.net, origindate::26.10.2012, "Чтобы Януковича не трогали: журналисты УНИАН заявили о цензуре со стороны руководства": […] Валентина Романенко в своем Facebook обнародовала переписку с Николаем Кондратенко, в которой он грозит "штрафными санкциями вплоть до увольнения" за несогласование новостей по Президенту, премьеру и спикеру. — Врезка К.ру]

Compromat.Ru


***

Оригинал этого материала
© Сергій Лещенко, origindate::17.08.2012, Иллюстрации: via Сергій Лещенко

Журналистика от Коломойского: УНИАН и ТСН тонут в "джинсе"

"Джинса" на сайтах Коломойского: за пять дней этой недели УНИАН и ТСН синхронно выдали 8 новостей о кандидате Третьякове без какой-либо пометки "реклама"

Работают системно — по две публикации в день с фоточками из официальной фотосессии.

Это — лента новостей о Третьякове на сайте УНИАН:

Compromat.Ru

А это — лента новостей о Третьякове на сайте ТСН:
Compromat.Ru

Новости — полностью одинаковые, выходят параллельно на двух сайтах, рассказывают о кандидате Третьякове только хорошее.

Точно так же системно УНИАН и ТСН джинсуют в пользу другого кандидата Игоря Палицы, о чем я писал накануне.

Этой "джинсовизации" УНИАН предшествовала зачистка редакции от неправильных людей.

На прошлых выборах такая "джинса" была характерна для традиционных медиа — телевидения и газет. Сейчас она перебросилась в интернет.

Это — не просто обман избирателя, которым под видом новостей подают рекламу, написанную штабным пропагандистом.

Это — убийство рынка честной журналистики. Те издания, которые отказываются ставить рекламный материал без пометки "реклама", будут просто неконкурентоспособны — когда рядом есть издания, не брезгующие таким заработком на "джинсе".

Но самое главное, Коломойский не понимает, что, заработав за несколько недель выборов, он убивает стоимость сайта — а через него и всего агентства УНИАН, ставшего одним из пионеров независимой журналистики после распада Советского Союза.

Канал 1+1, который был явлением на украинском телевидении, а иногда даже лидировал по размеру аудитории, Коломойский уже давно превратил в банальный телевизионный фаст-фуд. С неминуемым ожирением мозгов.

[luxurynet.ru, origindate::09.10.2011, "Игорь Коломойский: миллиардер с аллергией на амброзию": В крупную бизнес-игру Коломойский вступил в 1992 году, когда использовал заработанные деньги для создания «Приватбанка», послужившего основой для будущей деловой группы «Приват». [...] Несколько десятков предприятий в самых различных отраслях и сферах промышленности, сельского хозяйства и финансового сектора, в той или иной мере принадлежат группе «Приват». Это дало повод некоторым газетам несколько утрировано заявить о том, что деньги Коломойского присутствуют едва ли не в каждом предприятии страны. [...]
Медийный характер деятельности Игоря Коломойского и ему самому придает хотя бы тот факт, что он является одним из ведущих собственников средств массовой информации в Украине. Он владеет группой изданий «Главред», «Газетой по-киевски», а также информационным агентством УНИАН. Но главное направление в медиа-бизнесе Коломойского это, разумеется, телевидение. В 2007 года бизнесмен за 110 миллионов долларов приобрел 3 % акций бермудской корпорации Central European Media Enterprises (СМЕ), владевшей телекомпаниями нескольких стран Восточной Европы, в том числе и украинским каналом «1+1». Таким образом, он получил официальное право стать членом совета директоров компании. Это, конечно, помогло ему в подготовке основной сделки — покупки в 2010 году за 300 миллионов долларов телеканала «1+1» полностью. Да и факт непосредственного отношения Коломойского к популярным спортивным командам страны (он президент футбольного клуба «Днепр», хоккейного клуба «Будівельник» и баскетбольного «Днепра») также добавляет ему внимания общественности.
[...] Игорь Коломойский, воспользовавшись противоречивостью украинского законодательства в отношении режима двойного гражданства, является одновременно гражданином и Украины, и Израиля. — Врезка К.ру]