Как нам реорганизовать «Россию». Ковальчук

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


"Юрий Ковальчук уходит с поста председателя совета директоров банка "Россия" вследствие глобальной реорганизации структуры управления активами банковской группы, сообщают сегодня российские СМИ.

«В ходе реорганизации управление основными активами - пакетами акций и долями в капитале банка "Россия", НМГ, СОГАЗе, принадлежащими ключевым акционерам, в том числе самому Юрию Ковальчуку, - будет передано ЗАО "АБР Менеджмент", созданному в конце прошлого года топ-менеджерами банка, - сообщает Newsru.com.

По мнению экспертов, перевод небанковских активов "России" в отдельный холдинг - принятая практика. "Величина небанковских активов сопоставима с банком, и правильно их разделить, - говорит глава консультационной группы по финансовым рынкам Ernst & Young Олег Данилин. Такая практика не нова, например, у Сбербанка управление непрофильными активами выведено в "Сбербанк-капитал".

Новая схема управления активами банковской группы "Россия" предполагает целый ряд кадровых перестановок в ее структурах, поэтому Юрий Ковальчук уйдет с поста председателя совета директоров "России" и станет главой создаваемого консультативного совета акционеров ЗАО "АБР Менеджмент"».

«Создается принципиально новая схема управления активами группы, — пишет сегодня «Коммерсант».

«Ранее все было замкнуто на банк, что в принципе неправильно: банк должен заниматься только профильной деятельностью. Теперь управление активами переносится в холдинг, куда переходят на работу ключевые люди», сообщил источник в банке.

ЗАО "АБР Менеджмент" зарегистрировано 29 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге. По данным "СПАРК-Интерфакс", его акционерами являются Дмитрий Лебедев, Михаил Клишин (первый зампред правления банка "Россия"), Любовь Совершаева (председатель совета директоров ИК "Аброс", дочерней инвесткомпании банка), а также топ-менеджеры банка Михаил Дедов, Вера Полещук и Олег Минаев. Гендиректор — Кирилл Кривощеков.

Крупнейшим акционером банка "Россия" является Юрий Ковальчук (28,57% акций в прямом владении). Пакетами по 9,88% владеют Дмитрий Горелов и Николай Шамалов, 11,53% принадлежит структурам "Газпрома", 7,49% — Геннадию Тимченко через ООО "Трансойл СНГ". Долей 5,62% владеет Алексей Мордашов через ЗАО "Севергрупп", 5,5% — "Сургутнефтегаз". Банк контролирует "Национальную медиагруппу" (один из крупнейших частных медиахолдингов России, в него входят "Первый канал" (25%), РЕН ТВ, "Петербург-Пятый канал", газета "Известия" и др.; владеет радиостанциями "Русское радио", Monte Carlo, DFM, "Хит FM", Maximum, музыкальным телеканалом Ru.TV), страховую группу СОГАЗ, в которую входит "Лидер" (управляющая компания НПФ "Газфонд"), лизинговую компанию "Зест" и Собинбанк».

«Юрий Ковальчук уходит с поста председателя совета директоров петербургского банка «Россия» и станет главой создаваемого консультативного совета акционеров ЗАО «АБР Менеджмент», которое будет осуществлять стратегическое управление основными активами, - сообщает BFM.Ru.

В консультативный совет новой организации также войдут акционеры банка «Россия» Алексей Мордашов (гендиректор «Северсталь-групп») и Владимир Богданов (глава «Сургутнефтегаза»). Мордашов возглавит консультативный совет акционеров «Национальной медиагруппы», которая является одним из активов «России».

Кресло председателя совета директоров займет нынешний председатель правления Дмитрий Лебедев. Он также станет сопредседателем совета директоров «АБР Менеджмент». По данным источников, вторым сопредседателем станет Кирилл Ковальчук, племянник Юрия Ковальчука. Пост председателя правления банка достанется Евгению Логовинскому, зампред правления по экономике и финансам СОГАЗа.

Банк существует с 1990 года. В 2009 году премьер-министр РФ Владимир Путин разрешил санкт-петербургскому банку использовать в своем названии слово «Россия» и производные от него. Тем самым кредитная организация стала первой в стране, которой разрешили использовать слово «Россия» и производные от него. В конце прошлого года пресс-секретарю Владимира Путина Дмитрию Пескову пришлось заявить, что «Путин никогда не имел и не имеет никакого отношения к банку «Россия»”.

Стоит отметить, признаки того, что Юрий Ковальчук намерен дистанцироваться от контролируемых им бизнесом, появились в начале этого года. Как рассказывало в феврале Агентство федеральных расследований FLB в публикации «УК «Лидер» дистанцируется от присутствия Ковальчука», «в ближайшее время "Лидер", крупнейшая компания по управлению активами в России, намерена разместить допэмиссию акций на 4 млрд руб. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила "Газпрому" приобрести 25,71% акций ЗАО "Лидер". Кроме того, 27% намерен приобрести ВЭБ, который в начале февраля направил в ФАС соответствующее ходатайство. Появление новых акционеров позволит УК "Лидер" не только увеличить объем бизнеса, но и избавиться от политических рисков, связанных с ее аффилированностью с банком "Россия", - пишет сегодня «Коммерсант».

«Федеральная антимонопольная служба разрешила ОАО «Газпром» приобрести 25,71% акций управляющей компании «Лидер», по сути являющейся его же собственной «внучкой», - пишут «Известия».

«Лидер» находится под контролем страховой группы «СОГАЗ», акционером которой, в свою очередь, является Газпром.

УК размещает допэмиссию, в которой не участвует «СОГАЗ». Каким будет пакет страховой группы в результате этого размещения, пока неизвестно. Сейчас «СОГАЗ» владеет 75% плюс одной акцией управляющей компании.
Основной задачей УК «Лидер» является управление пенсионными средствами НПФ «Газфонд», который также входит в группу компаний, находящихся под контролем акционерного банка «Россия»».

«"Речь идет не о выкупе акций у нынешних акционеров, а о приобретении допэмиссии акций УК",— пояснил "Ъ" источник, близкий к акционерам УК "Лидер". Раскрыть размер допэмиссии он отказался, уточнив только, что это будет "плановая эмиссия в капитал УК". "Целью данной эмиссии является развитие УК "Лидер", расширение ее бизнеса, в том числе за счет появления новых собственников",— отметил собеседник, уточнив, что переговоры велись с несколькими потенциальными инвесторами, в том числе одним госбанком. Другой источник, близкий к сделке, утверждает, что в ходе допэмиссии УК "Лидер" планирует привлечь около 4 млрд руб. ""Газпром" выкупит только половину, столько же приобретет Внешэкономбанк",— говорит он».

«Внешэкономбанк направил ходатайство в Федеральную антимонопольную службу РФ о приобретении доли в крупнейшей на российском рынке управляющей компании «Лидер»», - сообщает Bussines FM.

«ВЭБ претендует на пакет около 27% УК "Лидер", который собирается выкупить в рамках допэмиссии",— заявил представитель ФАС. В самом ВЭБе подтвердили интерес к УК "Лидер". По словам главы пресс-службы госкорпорации Екатерины Гришковец, сделка по приобретению доли в ЗАО "Лидер" будет рассмотрена наблюдательным советом ВЭБа. В случае ее одобрения приобретение акций дополнительной эмиссии ЗАО "Лидер" состоится в рамках заключенного в декабре 2011 года соглашения о намерениях между ВЭБом, ОАО СОГАЗ и ОАО "Газпром". "В соответствии с этим соглашением стороны намерены создать условия для усиления влияния государства в реализации ключевых проектов в энергетической, машиностроительной, транспортной, металлургической, строительной отраслях экономики",— отметила госпожа Гришковец», пишет «Коммерсант».

«УК "Лидер" является крупнейшей компанией по управлению активами в России, - сообщает RusEnergy. - Общий объем средств под ее управлением на 30 сентября 2011 года составлял 355 миллиардов рублей. СОГАЗ владеет 75% плюс одной акцией УК "Лидер". И СОГАЗ, и УК "Лидер" входят в группу компаний, которой владеет петербургское ОАО "АБ "Россия", крупнейшим акционером которого является Юрий Ковальчук.

Деятельность компании по управлению активами в значительной мере зависит от НПФ "Газфонд", на долю которого приходилась наибольшая часть активов под управлением и комиссионного дохода в 2011 году. Доход компании уменьшился на 49% в 2011 году в результате сокращения комиссионного вознаграждения от "Газфонда" и более слабой конъюнктуры рынка».

«Выкуп допэмиссии акций "Лидера" новыми акционерами размоет долю СОГАЗа. Аффилированность УК "Лидер" с банком "Россия" является негативным фактором для ее бизнеса из-за высоких политических рисков, считают аналитики Fitch Ratings. Напомним, что в середине февраля из-за конфликта с рейтинговым агентством "Лидер" лишился рейтингов. Помимо политических рисков Fitch Ratings отметил "ограниченный объем бизнеса" УК. В качестве примера в Fitch приводят НПФ "Газфонд", от которого в значительной мере зависят доходы компании: в прошлом году прибыль "Лидера" упала в результате сокращения комиссионного вознаграждения от НПФ и более слабой конъюнктуры рынка — управляющие показали рентабельность капитала на уровне 7%, тогда как в 2010 году этот показатель составлял 26%. Расширение состава акционеров УК "Лидер" позволит компании решить обе эти проблемы, считает источник, близкий к сделке.

Зачем "Газпрому" потребовалось входить в капитал УК "Лидер", в самой монополии не раскрывают. Участники рынка объясняют эту сделку не планами "Газпрома" получить доход от собственных инвестиций, а возможностью проводить совместные проекты с ВЭБом. Что же касается ВЭБа, то гендиректор ООО "Управляющая компания "Капиталъ"" Вадим Сосков предполагает, что госбанк решил войти в капитал УК "Лидер" из-за инфраструктурных проектов с ее участием. В качестве примера он привел выпуск облигаций ОАО "Главная дорога", ведущего строительство дороги МоскваМинск. Напомним, что в 2009 году консорциум, сформированный УК "Лидер", заключил концессионное соглашение о строительстве нового выхода на МКАД с федеральной автотрассы М-1 "Беларусь" МоскваМинск. В 2010 году ОАО "Главная дорога" с помощью УК "Лидер" разместило облигации объемом 7,5 млрд руб.

Управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин считает, что дополнительная капитализация нужна УК для статуса. "УК с большим капиталом, чем у "Лидера", на рынке нет. Но кризис 2008 года показал, что даже у лидеров управления средствами НПФ собственного капитала не хватает для того, что закрыть потери перед НПФ",— говорит эксперт. Более того, законодательство построено таким образом, что НПФ проблематично вернуть убытки от управляющих. По его мнению, все это происходит в контексте действий других госкомпаний, у которых есть возможность докапитализации своих "дочек"-управляющих (в случае Сбербанка это "Тройка Диалог", у ВТБ — "ВТБ Управление активами"). В результате госструктуры могут серьезно потеснить институциональных инвесторов», приводит «Коммерсант» мнения эксперта”.

В публикации «Не в ущерб себе и другу» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «вся российская пресса любое упоминание Юрия Ковальчука сопровождает непременной припиской: «друг Путина». Любопытно, что к фамилиям, к примеру, министра образования Андрея Фурсенко или главы РЖД Владимира Якунина таких приписок не добавляют, хотя степень их близости к избранному президенту не меньше. Думаю, это потому, что его фамилия чаще всего возникает в связи с очередной медийной покупкой. И пресса вот этим заголовком — «Друг Путина купил РЕН ТВ» — вроде как дает понять, в чьих интересах эта покупка сделана (чего не скажешь про события, связанные с другими его старыми товарищами: трудно представить, что это в интересах Путина школьников заставили сдавать ЕГЭ или в очередной раз подняли цены на ж/д билеты), - пишет Елена Рыковцева в «Новой газете» № 43 за 18 апреля 2012 года.

Напомню историю его приближения к власти. Он окончил физтех ЛГУ, распределился в Ленинградский физико-технический институт им. Иоффе, защитил там кандидатскую и докторскую, получил Госпремию и стал замдиректора института, которым в то время руководил Жорес Алферов. Тогда же подружился с Андреем Фурсенко (вторым заместителем Алферова) и Владимиром Якуниным (начальником иностранного отдела этого же института, по диплому — специалистом по производству и обслуживанию баллистических ракет).

Якунина в 1985-м командировали в Нью-Йорк, в представительство СССР при ООН, где он, по его же словам, «курировал комитет по использованию космического пространства в мирных целях». А Ковальчук и Фурсенко задумались о материальном: часть разработок института они пытались поставить на коммерческие рельсы, однако Алферов не одобрил рыночных устремлений молодых реформаторов, и в 90-м году они навсегда ушли из чистой науки.

В 91-м Юрий Валентинович полетел в Нью-Йорк на конференцию, где встретился со своим старым коллегой Якуниным и, возможно, вдохновил его на возвращение домой, где, конечно же, было интереснее, чем в Штатах. В Питере Ковальчук создал Ассоциацию совместных предприятий Санкт-Петербурга, Андрей Фурсенко возглавил «Фонд научно-технического развития», а Владимир Якунин, вернувшийся из Нью-Йорка, очень кстати познакомился с главой комитета по внешним связям питерской мэрии Владимиром Путиным, и тот помог группе товарищей-физиков открыть первый в Санкт-Петербурге бизнес-центр.

Ровно в том же году у них появился знаменитый теперь уже банк «Россия», на который сегодня записаны крупнейшие СМИ Российской Федерации. Кстати, Юрий Ковальчук считается медиамагнатом № 1 РФ именно потому, что сегодня в его руках — самый крупный пакет акций этого банка.

Вообще-то «Россию» еще в 1990 году учредил Ленинградский обком партии, в путч его деятельность остановили, а потом «разморозили». Вот тогда основными акционерами банка и стали фирмы, учрежденные Ковальчуком, обоими Фурсенко (не только Андреем, но и его братом Сергеем), Владимиром Якуниным и Виктором Мячиным (несправедливо было бы не упомянуть еще одного члена славной команды Физтеха). Известно, что именно мэрия Питера в лице Владимира Путина содействовала тому, чтобы «партийный» банк вместе с его партийной «кассой» попал в хорошие верные руки. Чуть позже, в 1996 году, именно эта группа владельцев «России» вместе с Владимиром Путиным учредит кооператив «Озеро» под Санкт-Петербургом.

Любопытно, что первое официальное интервью, связанное с банком (его дал Виктор Мячин), появилось аж в 10-летний юбилей этого банка, до того он был совершенно закрыт от посторонних.

Однако же персонально Юрий Ковальчук принял решение выйти в публичное пространство на 4 года раньше, в 1996 году. Причем не в качестве банкира, бизнесмена или ученого, а в качестве… дипломата.

Я уж не знаю, кто из этих физиков (которые всегда отличались остроумием) придумал возродить в России институт почетных консулов (а это видные граждане страны, которые наделяются консульскими полномочиями другим государством, получая при этом те же привилегии, что и профессиональные консулы, их почта и багаж не подлежат досмотру, они могут освобождаться от налогов и сборов и т.д.). Но главное, что мэрия Санкт-Петербурга в лице ее комитета по внешним связям вышла на представителей Таиланда с предложением: пусть вашим почетным консулом в Санкт-Петербурге станет Ковальчук Юрий Валентинович. Те согласились и отправили запрос на Ковальчука в МИД. Там тоже не возражали. Сам Юрий Валентинович в первом (и, кажется, последнем) своем интервью столичной прессе («Российской газете») эту историю изложил так: «Консулом стал совершенно случайно. Сделали предложение, потом побеседовали. Поначалу даже оторопь взяла: ведь у меня знаний о Таиланде — кот наплакал. Отправился в университет, разыскал специалистов и в ходе общения с ними понял: Таиланд — удивительнейшая страна».

Обратите внимание: человек, судя по всему, никогда и не был в Таиланде. А раз надо узнать о государстве — идет не в библиотеку и не в интернет, который существовал уже тогда, а к живым людям, к специалистам ЛГУ. О чем это говорит? О его хороших человеческих связях! Но это я так, шутки ради. А всерьез здесь надо подчеркнуть вот что: Таиланд, сам того не подозревая, может, и заложил основу будущей медиаимперии Юрия Ковальчука.

Плюс «Санкт-Петербургские ведомости»

Мне почему-то кажется, что банк «Россия» в 1996 году купил пакет акций газеты «Санкт-Петербургские ведомости» для того, чтобы информация, которую нужно было донести до общества группе этих товарищей, выходила ровно в том виде, в котором она их устраивала.

Юрий Валентинович мог спокойно назвать эту газету «Вестником Таиланда»: всё, что ему лично от нее было нужно, — это вовремя и грамотно информировать аудиторию о приближении великого Национального праздника Королевства Таиланд — дня рождения Его Величества короля Пумипона Адульедета. В этот день Юрий Валентинович устраивал ежегодный прием, куда собирались первые люди Питера. В 1996 году газета писала о правителе Таиланда очень подробно, меня, к примеру, весьма воодушевил тот факт, что «в своей деятельности Его Величество руководствуется принципом: уровень благосостояния подданных должен соответствовать благосостоянию монарха».

Потом газета начала подхалтуривать. Заметка, напечатанная в 2001-м про Пумипона Адульедета и прием Юрия Ковальчука, была в точности продублирована и на следующий год.

Однако в декабре 2003-го газета решила порадовать читателей новыми сведениями о короле Пумипоне: «Имя короля не следует упоминать всуе. Замечания и шутки по его поводу могут быть восприняты как личное оскорбление. По закону за оскорбление королевской власти (даже неосторожным словом) можно подвергнуться аресту. Поэтому таиландские и иностранные журналисты стараются не выходить за рамки того, что можно говорить и писать о короле и его семье».

Спустя год газета к дню рождения короля Таиланда для пущей острастки снова напомнила о его неприкосновенности: «Имя монарха не принято упоминать всуе: ни шуток, ни замечаний в его адрес подданные не допускают. За оскорбление королевской власти, включая и членов семьи короля, полагается 7 лет тюрьмы. Туристам следует быть осмотрительнее». Но вот что любопытно: эту заметку от 4 декабря газета напечатала под заголовком «Король страны свободных людей». А 6 декабря, уже после дня рождения короля, видно, почувствовав неуместность ассоциаций, которые этот заголовок может вызвать, она зачем-то вновь публикует заметку с его биографией, которая на этот раз носит название «Король, которого искренне любят подданные».

Не сердитесь, что я столько внимания уделяю «тайской» истории. Ведь она вывела Юрия Валентиновича в большой свет. Между прочим, к 1998 году Ковальчук дослужился до ордена Короны Таиланда, о чем не преминули сообщить «СП ведомости». И он действительно старался. Он устраивал выставки товаров из Таиланда, он курировал секцию тайского бокса, наконец, контролировал выборы в парламент Королевства Таиланд, которые проходили на «питерском» избирательном участке. «Юрий Ковальчук ожидает, что явка избирателей (а это в основном студенты из Таиланда) будет стопроцентной: тайцы всегда отличались дисциплинированностью в выполнении своего долга», — заключало уже известное вам издание.

Мне кажется, что «СП ведомости» — это единственная газета, которую он покупал для своей души, а не в чьих-то там интересах. Хотя Владимир Путин и числился председателем ее совета директоров до 1996 года.

Плюс ТРК «Санкт-Петербург» (5-й канал)

Свой первый телеканал Юрий Ковальчук получил в октябре 2005-го. Власти Санкт-Петербурга решили расстаться с контрольным пакетом телекомпании ОАО «ТРК Петербург». Никакой конкуренции за этот пакет не случилось: было сразу объявлено, что компанию покупают структуры банка «Россия». Сумма сделки составила 25 миллионов долларов.

Москва немедленно обеспечила новому собственнику «зеленую улицу» по части ТВ-охвата. Быстренько провели конкурс, где разыграли частоты аж в 43 регионах страны. В этом конкурсе бросились участвовать РЕН ТВ, СТС, «Звезда» и «Детское телевидение» Бориса Грачевского. Но они изначально были статистами — конкурс не для них был затеян.

Потом телерадиокомпания «Санкт-Петербург» («Пятый канал») выиграла еще 30 частот, и никто уже не удивился, когда Владимир Путин подписал указ о присвоении ей статуса общероссийского канала, с финансированием из госбюджета в размере 40 миллионов долларов.

Плюс РЕН ТВ

В декабре 2006 года Юрий Ковальчук взял РЕН ТВ. Это было несложно. На тот момент 70 процентов акций компании было у ближайших партнеров Ковальчука — акционеров банка «Россия» — Алексея Мордашова («Северсталь») и Владимира Богданова («Сургутнефтегаз»). Ковальчук купил у них акции за 100 миллионов долларов — та же сумма, которую они когда-то выложили за РЕН ТВ Анатолию Чубайсу.

Тогда многие думали, что компанию резко прижмут в связи с приходом туда «друга Путина». Сейчас, по прошествии времени, можно говорить о том, что первые года два вроде бы совсем не трогали, понимая, что некая оппозиционность — это почти что «рыночная» особенность этой компании. А дальше уже все зависело от управленцев, которые приходили и уходили. Вот уж не знаю, есть ли какое-то специальное задание «от Кремля» у нынешнего главного редактора РЕН ТВ Владимира Тюлина (он пришел на РЕН с «Пятого канала»), однако можно заметить, что канал сделал резкий крен в сторону «криминализации» своего контента и некоторой облегченности новостной составляющей. Аналитической программы «Неделя с Марианной Максимовской» это все еще не коснулось.

Плюс НТВ, плюс «Эхо Москвы», плюс НТВ+

Будет очень неправильно, если у вас сложится впечатление, что медиа — это всё, что интересует Юрия Валентиновича Ковальчука. Нет-нет! Он совсем не Мердок, не Кирх, даже не Гусинский, для которых СМИ были все ж таки профильным бизнесом. У него масса других забот. К примеру, он должен радовать город и руководство страны шумными дорогостоящими акциями, вроде праздника для выпускников «Алые паруса», на который он ежегодно тратит до 12 млн долларов. Главная «фишка» праздника — появление на Неве судна с алыми парусами, за которым высокопоставленные гости наблюдают с борта другого судна.

Он построил под Питером горнолыжный курорт «Игора» — с барами, ресторанами и гостиницей, может, даже на случай военного положения, когда президенту не с руки будет лететь кататься в «Красную Поляну». Проект обошелся его структурам в 25 миллионов долларов. А потом там же, в «Игоре», он построил ледовый дворец — за 62 миллиона евро, заявив при этом, что на возвращение средств не рассчитывает, «дворец — это показатель социальной ответственности банка «Россия».

Он стал учредителем и участником проекта «Конгресс-центр» «Константиновский» (а это, между прочим, стройка на 350 миллионов евро, не считая стоимости земельного участка под комплексом, которым в проект вложилось Управделами президента РФ).

Он продолжал скупать другие банки, такие, как «КИТ-финанс», Собинбанк, пострадавшие от кризиса 2008 года, в 2010-м к ним добавился Газэнергопромбанк, а на подходе, по некоторым данным, крупнейший в регионе банк — «Санкт-Петербург».

У него есть серьезные интересы в атомной отрасли. Может, даже из отцовской солидарности. Его сын Борис, который еще в 2006 году возглавил в правительстве департамент нацпроектов, впоследствии вошел в совет директоров «Интер РАО ЕЭС», крупнейшей в России энергокомпании, а еще через месяц, в марте 2009-го, стал заместителем гендиректора Росатома по оргразвитию.

И все-таки больше всего Юрия Валентиновича тянуло к «Газпрому». Ему как-то везло с этой компанией. К примеру, Выборгский судостроительный завод, аффилированный с банком «Россия», получает у «Газпрома» выгоднейшие заказы на строительство буровых платформ и арктических газовозов. Но самый приятный выигрыш случился в 2004 году, когда банк «Россия» выкупил контрольный пакет страховой компании «СОГАЗ», принадлежащей Газпромбанку. Клиенты этой компании, на минуточку, — это сам «Газпром», а также «Роснефть», РЖД, Росатом и еще целая группа монстров.

Никто тогда так и не понял, откуда Ковальчуку удалось раздобыть деньги на покупку «СОГАЗа», активы которого были больше, чем активы самого банка!

Но для нас главное, что компания «СОГАЗ» и стала тем звеном, которое связало Ковальчука с «Газпром-медиа», в которую входят НТВ, «Эхо Москвы» и другие бывшие СМИ Владимира Гусинского.

А цепочка, кому интересно, такая: «Газпром-медиа» на 100 процентов принадлежит Газпромбанку. 47 процентов Газпромбанка принадлежит пенсионному фонду «Газфонд». А у этого «Газфонда» есть управляющая компания — «Лидер». А этот «Лидер» на 75 процентов принадлежит «СОГАЗу», который, в свою очередь, принадлежит Ковальчуку! Таким образом, соединяя крайние концы этой цепочки, можно смело говорить о том, что Ковальчук может полноценно участвовать в управлении СМИ, принадлежащими «Газпром-медиа». Другое дело, что он до сих пор этим правом почему-то не пользовался.

А сейчас ему делать это будет чуть-чуть сложнее, потому что в феврале было принято, по всей видимости, политическое решение: вернуть государству (газпромовским структурам) контроль над компанией «Лидер». Произвели допэмиссию акций компании, в результате которой доля Ковальчука в ней размылась до 35 процентов. Однако он по-прежнему остается в «НТВ-деле» (или в «НТВ-доле», пусть и несколько уменьшившейся).

Плюс «Комсомольская правда»?

В июле 2007 года председателем совета директоров ИД «Комсомольская правда» неожиданно стал Олег Руднов, глава «Балтийской медиа-группы», совладелец банка «Россия», ближайший партнер Юрия Ковальчука, с которым, к слову, они вместе ходят на все дни рождения Владимира Путина.

Наблюдатели немедленно заговорили, что «Комсомольская правда» в конечном счете достанется структурам Ковальчука.

На тот момент этот ИД на 75 процентов принадлежал группе ЕСН под управлением Григория Березкина и на 25 процентов — норвежской компании A-Pressen. По совпадению, именно в тот момент, когда Руднов пришел в ИД «Комсомольская правда», от своего пакета в нем отказались норвежцы: они продали его основному акционеру — группе ЕСН — за 41 миллион долларов.

С тех пор прошло уже целых пять лет, однако все еще нет подтверждений того, что ЕСН продала свой пакет кому-либо. Более того, руководящие сотрудники «Комсомолки» утверждают, что никаких перемен (ни в редакционной политике, ни в коммерческой), связанных с приходом на пост председателя Руднова, не случилось.
Почему он сидит там? Трудно сказать. Возможно, это какая-то сторожевая позиция. Чтобы быть первым, если ЕСН все же надумает продавать свои акции. А может быть, сделка уже и состоялась, но о ней не сообщают, дабы не шокировать публику масштабами происходящей скупки медиа «в пользу Владимира Путина».

Плюс медиахолдинг, плюс Алина Кабаева

К февралю 2008 года Юрий Ковальчук решил объединить свои медийные активы в холдинг. Туда вошли уже имеющиеся ТРК «Петербург» и РЕН ТВ. Контрольный пакет в этом холдинге, который назвали НМГ (Национальная Медиа Группа), разумеется, получил банк «Россия». Миноритарными акционерами стали уже знакомые нам по сделке с РЕН Алексей Мордашов («Северсталь»), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз») и компания RTL (входит в немецкий холдинг Bertelsmann), которая 7,5 проц. акций в НМГ получила в обмен на свой 30-процентный пакет в РЕН ТВ.

Дабы подчеркнуть свою открытость для публики, НМГ немедленно обзавелась Общественным советом. Этот совет возглавила гимнастка Алина Кабаева. Она же получила свою телепрограмму на «5-м канале», входящем в холдинг.

Но совет получился очень смешной и странный. Там было 13 человек. Кого-то из них — вроде Андрея Макаревича, Дениса Мацуева, Андрона Кончаловского или Даниила Дондурея — в самом деле, можно было назвать общественностью. Однако этот «Общественный совет» наполовину состоял из самих владельцев, в него вошли сам Ковальчук, его сотрудница Любовь Совершаева, а также Мордашов и Богданов. Но еще веселее, что в «Общественный совет» Национальной Медиа Группы попал… человек Сильвио Берлускони! Звали его Анджело Кодиньони. Когда-то его хорошо знали в Италии — он построил для Берлускони партию «Вперед, Италия!», которая привела того к власти, возглавлял телекомпанию «Евроспорт» и был представителем Берлускони в нескольких его СМИ, в частности, испанских и французских ТВ5, и даже в Тунисе. В Италии его называли «правой рукой» Берлускони, но со временем о нем подзабыли. И вдруг он объявляется в России, под крылышком у Юрия Ковальчука, друга Владимира Путина! Хотя почему бы и нет? Берлускони и Путин — тоже друзья. Берлускони, как писала итальянская пресса, мечтает проникнуть в российский бизнес. Вот и отправил туда своего посредника. А друг Владимир помог его хорошо устроить. Между прочим, сейчас Кодиньони уже никакой не общественник. Бери выше! Он сидит сопредседателем совета директоров СТС-медиа.

Но история покупки Ковальчуком СТС еще впереди. Пока же появляется общественный совет Национальной Медиа Группы, который, как сообщает официальный сайт НМГ, проводит два заседания. А дальше — отправляйтесь к Алине Кабаевой! Так и пишется: «Подробная информация о деятельности Общественного совета, а также отчеты о каждом его заседании публикуются на http://kabaeva-alina.ru/ сайте Алины Кабаевой». Я клюнула на эту наживку и полезла на Алинин сайт. Дохлый номер. Всё выглядит так, будто совет закончил свою работу уже после третьего заседания. Последнее упоминание о нем датируется 2009 годом.
Самой же группой НМГ назначили руководить Сергея Фурсенко (брата министра Андрея), который до этого возглавлялгазовую компанию и футбольный клуб. До прихода в НМГ Фурсенко почти не занимался медиабизнесом, не считать же таковыми занятиями его робкие попытки продюсирования в мастерской Игоря Шадхана?

Впрочем, Юрия Ковальчука никогда не смущало отсутствие медийного опыта у его управленцев. Исполнительным директором НМГ (вторым после Фурсенко лицом) стал Михаил Концерев, который до этого занимался продажами «Мерседесов», он был совладельцем крупнейшей в Петербурге автомобильной дилерской фирмы.

А советником гендиректора НМГ он взял Аркадия Соловьева, человека, у которого биография вообще началась в 40 лет! Вот что пишут о нем на официальных сайтах: «Аркадий Валентинович Соловьев родился 10 мая 1963 г. Окончил Академию государственной службы при президенте РФ. Работал в представительстве президента РФ по Северо-Западному федеральному округу». Дальше перечисляются его «медийные» должности в структурах Ковальчука.
Но, дорогие друзья, Академию госслужбы он окончил в 2001 году. А где он работал три года после этого? Ведь в представительство президента он пришел только в 2004-м.

А где он 15 лет работал после того, как в 1982 году окончил Высшую школу КГБ имени Дзержинского? И почему информацию про вот это его базовое образование я нахожу только в финансовых отчетах банка «Россия» (где он член совета директоров с 2006 года), почему ее нет в свободном доступе?

Очень смешно, когда медиа призывают к открытости, в то время как руководство этих медиа окутывает свои биографии тайнами. Соловьев, между прочим, руководит советом директоров ТРК «Санкт-Петербург», а до этого он был ее гендиректором.

А Национальную Медиа Группу после ряда кадровых пертурбаций в итоге возглавил Александр Орджоникидзе, гендиректор РЕН ТВ, который работал в этой компании и до прихода Ковальчука. Телевизионщики (по крайней мере, с РЕН ТВ) при этой новости вздохнули с облегчением.

Плюс «Известия», плюс Габрелянов

В мае 2008 года Ковальчук купил свою первую общенациональную газету — «Известия». Она обошлась ему в 20—25 миллионов долларов.

По совпадению, в тот же месяц май, когда структуры Ковальчука завершали покупку «Известий», совладелец издательского дома «Ньюс-медиа» Борис Федоров объявил о решении продать свой пакет (49 процентов) в этом ИД. «Ньюс-медиа» объединял газеты «Жизнь» и «Твой день», интернет-ресурсы LifeNewsи «Маркер», а также журнал «Жара», его чистая прибыль в 2007-м составляла 20 млн рублей.

Национальная Медиа Группа Юрия Ковальчука купила федоровский пакет за 80 миллионов долларов уже в июле. Основатель и гендиректор ИД, Арам Габрелянов, которому тогда принадлежал 51 процент акций, тогда же говорил, что не прочь продать его за 100 миллионов долларов, но нет никаких подтверждений того, что сделка совершилась. Вместо пакета Габрелянова в ковальчуковскую НМГ вошел сам Габрелянов — в качестве замдиректора по печатным и интернет-активам холдинга. Он первым делом привел в «Известия» нового главного редактора — малоизвестного публике Александра Малютина, который, однако же, среди коллег успел прославиться успешным запуском интернет-издания «Маркер».

Многие думали тогда, что газета, и без того сервильная, будет окончательно раздавлена желтизной, которую непременно внесет туда новый хозяин в лице своего представителя Габрелянова, однако этого не случилось. Малютин выпускает вполне приличное, идеологически сбалансированное издание, лишенное, кстати, черного пиара, которым «Известия» грешили в предыдущие годы. По заверениям руководства газеты, никакое начальство из НМГ (не считая законного Габрелянова) в жизнь редакции не вмешивается, все решения принимаются в Москве, что, в общем, соответствует стилю руководства этой группы всеми своими СМИ: а это ни стиля, ни руководства. Купили, «шоб було», как говорят в Украине.

Плюс «Видеоинтернешнл», плюс (минус) НТК

В апреле 2008 года Национальная Медиа Группа Юрия Ковальчука купила у Сулеймана Керимова контроль в крупнейшем российском операторе кабельного ТВ и интернета — ОАО «Национальные телекоммуникации», которая обслуживала почти 5 миллионов домохозяйств. Сумма сделки — 1 миллиард долларов.

В мае 2010 года в совет директоров этой компании пришел Михаил Лесин, которого осенью 2009-го с нетипичным позором изгнали из администрации президента, — как поговаривали, за «продавливание» интересов Ковальчука в медиабизнесе» (а Медведев, у которого работал Лесин, — это все ж не совсем Путин).

А в конце 2010 года Ковальчук уже искал покупателя для НТК. Ему вроде как понадобилось «выйти в кэш», считалось, что он нацелился на батуринскую «Интеко».

Уж не знаю, что там у него было с «Интеко», но, продав в феврале 2011-го НТК за 951 миллион долларов, он уже в апреле за 200 миллионов долларов (по другим данным — за 400 млн), купил крупнейшего продавца ТВ-рекламы в стране — компанию «Видеоинтернешнл». К этому моменту она, надо сказать, изрядно подешевела. Дело в том, что в конце 2009-го (чуть ли не в качестве мести Михаилу Лесину, одному из отцов-основателей «ВИ») были приняты крайне невыгодные для компании поправки в Закон о рекламе. С января 2011 года они ограничили долю продавца ТВ-рекламы на рынке 35 процентами. А «Видеоинтернешнл» контролировала 70 процентов! В результате клиентом «ВИ» остался, к примеру, Первый канал, но она вынуждена была лишиться ВГТРК и СТС.

Впрочем, тут же нашли лазейку. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила продавцам рекламы оказывать еще и «консультационные услуги». В итоге, как иронично заметил обозреватель газеты «Коммерсант» Сергей Соболев, «ВИ» продолжает продавать рекламу для 8 из 13 обслуживавшихся ею каналов, а оставшиеся 5 «просто консультирует». А то, что за эти «консультационные отчеты» вещатели платят ей по 12 процентов своей рекламной выручки, никому не кажется подозрительным.

Плюс Первый, плюс СТС, плюс «Домашний», плюс «Перец»

В конце 2010 года Юрий Ковальчук делает самую сенсационную из своих покупок — блокирующий пакет Первого канала (25 процентов). Ковальчук выкладывает за него 150 миллионов долларов. Якобы еще 24 процента остаются у фирмы Абрамовича и еще 51 процент — у государства. Почему пишу «якобы»? Да потому, что совершенно не исключено, что у Ковальчука уже 49 процентов акций Первого канала. Косвенный намек на это содержится на сайте НМГ. Откройте его, посмотрите! Там вывешен список медиаактивов НМГ, где этой группе принадлежат контрольные пакеты. ТРК «Санкт-Петербург», РЕН ТВ, газета «Известия», «Русская служба новостей». И здесь же — Первый канал! Почему они (без всяких оговорок) включили сюда Первый? Ведь у них только 25 процентов! Если вы купили у своих друзей кухонный флигелек, разве вы будете писать, что вам принадлежит все дачное строение? А эти пишут! Значит, чувствуют себя хозяевами. Им даже не важно, сколько у них акций Первого — 25 или 74. Они считают себя структурой, реально контролирующей Первый канал.

Еще через несколько месяцев, в апреле 2011 года, НМГ Юрия Ковальчука покупает у Альфа-Групп 25 процентов холдинга «СТС-медиа», в который входит сразу несколько популярных телеканалов. Сумма сделки оценивается в 1 миллиард долларов. Иностранный акционер CТС — шведская ModernTimesGroup— оставляет за собой 38,9 процента акций компании.

Вообще-то в любой другой стране эти сделки давно попали бы под антимонопольные санкции. В одних руках оказываются и крупнейший вещатель, и крупнейший продавец рекламы, и еще несколько каналов, которым эта реклама продается как напрямую, так и в форме «консультационных услуг»! «Ограничения на количество СМИ в разных странах связаны с тем, — говорил мне известный эксперт по медиаправу Владимир Энтин, — что холдинги, превосходящие определенные размеры, могут ограничивать свободу СМИ». Однако в России нет прямого юридического запрета на расширение медиавлияния. Бери, пока тебе дают.

Плюс «Русская служба новостей»

В июле 2011 года структуры Юрия Ковальчука за 10 миллионов купили свое первое радио. Как вы уже поняли — это «Русская служба новостей». Никаких сведений о кадровых переменах на этой станции не поступало. Ее главным редактором остается Сергей Доренко.

***

В октябре 2011 года, когда было уже понятно, кто будет следующим президентом РФ, Дмитрий Медведев вдруг пригласил к себе в гости акционеров Национальной Медиа Группы. Я никак не могла понять, зачем президенту понадобился этот визит. Решила, что он понадобился скорее Владимиру Путину. Возможно, он хотел как-то визуально «размыть» образ Юрия Ковальчука в качестве главного медиаолигарха страны. Ведь смотрите, заваливает в Кремль большой интернациональный отряд, где тебе и шведы (компания MTG), и немцы (RTL), и Алексей тебе Мордашов («Северсталь»), и Владимир Богданов («Сургутнефть»). Ну заодно и владелец банка «Россия» Ковальчук Юрий Валентинович. И создается полное впечатление, что НМГ — эта такая коллективная собственность! Ведь на пиджаках (и платьях) этих акционеров нет бирочек с цифрами: кто какой долей в этой самой НМГ владеет (у шведов, кстати, на этой бирочке стоял бы ноль).

А Ковальчук, у которого ни на пиджаке, ни на лбу тоже, естественно, не написано, что он тут и есть хозяин, говорит Дмитрию Анатольевичу: «Одного только я опасался, влезая в медиабизнес: давления государства». — «И как же государство себя повело?» — с интересом спросил Дмитрий Анатольевич. «Никакого вмешательства не было!» — похвалил Ковальчук.

Смешно, но эта сцена почти в точности копировала другую, шестилетней давности, когда Юрий Валентинович Ковальчук давал интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» по случаю 15-летия банка «Россия».

— Вы никогда не вмешиваетесь в управление газетой, но все же хочется спросить: чем вы довольны в газете, а что хотели исправить? — смело спросил тогда корреспондент своего акционера.

— Мы всегда следуем принципу: газетой должны заниматься медиаспециалисты, а не банкиры. Мы не преследуем в газете ни политических, ни рекламных целей, чтобы вмешиваться в ее управление, — сказал Ковальчук.

Так зачем же тогда он скупает так много прессы, даже той, что экономически крайне невыгода? Один из его партнеров в Санкт-Петербурге сказал мне: «Поверьте, даже если за всем этим и стоит политический заказ, он это делает не в ущерб себе». И не в ущерб другу, само собой разумеется»."