Кто играет на трубе

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск

Кто играет на трубе "Газпром-медиа" рассказал Минюсту США о бенефициарах RosUkrEnergo

"Громкая история с бенефициарами «украинской» доли в швейцарском трейдере RosUkrEnergo, с этого года монопольно снабжающий Украину импортным газом, разрешилась самым неожиданным образом. «Газпром», ФСБ и МИД России, а также власти Украины в полном составе демонстрировалии полное неведение относительно того, кто является бенефициаром австрийской фирмы Centragas Holding, которая владеет 50% акций RUE. Однако вчера газета «Известия», входящая в холдинг «Газпром-медиа», опубликовала имена этих персон. Она опубликовала данные аудита RosUkrEnergo за 2004-2005 гг, проведенного PriceWaterhouseCoopers, согласно которым - это украинские бизнесмены Дмитрий Фирташ (90%) и Игорь Фурсин (10%). Соответственно, если брать бизнес RUE в целом, первый может рассчитывать на 45% прибыли, второй - на 5%. Насколько известно, за 9 месяцев прошлого года трейдер заработал около 500 млн долларов, за год же, как считают эксперты, сумма должна была возрасти минимум до 700-800 миллионов. Публикацию имен бенефициаров, скрывавшихся от общественности полтора года, сопровождали сразу несколько важных событий и таинственных совпадений, которые могут пролить свет на причины произошедшего (мало кто поверит в случайность появления скандальной информации в издании, затрагивающей интересы его "газового" владельца). Во-первых, на Украине идет очередной акт драмы по переделу власти между президентом Виктором Ющенко, вторым лидером «оранжевой революции» Юлией Тимошенко и лидером партии «Регионы Украины», победившей на парламентских выборах, Виктором Януковичем. А газовая карта является одним из главных козырей в этом раскладе как в финансовом, так и в политическом плане. Во-вторых, несколько дней назад появилась неподтвержденная (но и не опровергнутая) информация о намерении Минюста США провести расследование в отношении RosUkrEnergo. Следственные действия могли повредить бизнесу не только RUE, но и самого «Газпрома». В-третьих, еще в понедельник председатель правления компании Raiffeisen International (номинальный держатель акций RosUkrEnergo) Герберт Степич в Клубе экономических публицистов в Вене заявил, что как только реальные владельцы станут известны, Raiffeisen Investment расстанется с пакетом. «Когда в начале 2004 года RI приступила к управлению чужим имуществом по поручению доверителя, это было вполне будничной сделкой. Но потом нас втянули в водоворот дискуссий вокруг выборов на Украине», -- цитирует его австрийская Der Standard. Кроме того, он подчеркнул, что все это время собственники были известны властям России и Украины и были тщательно проверены на связи с криминалом. «Все было проверено экспертами, и не обнаружено никаких криминальных следов и связи с господином Могилевичем (Семен Могилевич, авторитетный бизнесмен, объявлен в международный розыск американскими правоохранительными органами. - Ред.). Государственные службы Украины и России все время знали, кто является собственником компании», -- сообщил г-н Степич. В-четвертых, публикация в "Известиях" стала не слишком приятным сюрпризом для руководства "Газпрома". Отметим, что ныне "Газпром-медиа" принадлежит не газовому монополисту, а его дочернему Газпромбанку, менеджмент которого зачастую отличается вполне самостоятельным поведением. RosUkrEnergo была учреждена осенью 2004 года (когда уже было понятно, что команда Кучмы покинет руководство Украины) на паритетных основаниях «Газпромбанком» и австрийской Raiffeisen Investment. В 2005 году компания была оператором поставок туркменского газа на Украину (в рамках контракта «Нафтогаза» и «Туркменгаза» на 36 млрд кубометров), а также имела небольшую квоту на экспорт газа в Европу. В ночь с 3 на 4 января 2006 года, когда RUE стала эксклюзивным поставщиком среднеазиатского газа (около 58 млрд кубометров) на Украину, получила от «Газпрому» квоту на экспорт до 20 млрд кубометров, а также право пользования украинскими подземными хранилищами. Кроме того, швейцарский трейдер стал соучредителем с «Нафтогазом» совместного предприятия «УкрГазЭнерго», которое в текущем году должно поставить промышленным потребителям в стране около 32 млрд кубометров. И таким образом получит почти весь платежеспособный рынок конечного потребления на Украине. Все это позволит RUE увеличить оборот до 10 млрд долларов, а прибыль до 1-1,5 млрд долларов. Менялась и позиция президентской команды в отношении RosUkrEnergo. Глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко (ставленник Виктора Ющенко) весь прошлый год собирался выкупить 50-процентную долю. Но в этом году является ярым защитников RUE от нападок оппонентов во главе с Юлией Тимошенко. Ничего плохого о новой схеме поставок газа на Украину, а также ее центральном звене, не позволяет себе говорить и сам г-н Ющенко. Хотя Дмитрий Медведев еще зимой публично заявил о желании видеть вторым акционером RUE «Нафтогаз», а сам «Газпром» по-быстрому принял решение забрать 50-процентную долю у Газпромбанка на свой баланс. Теперь о некоторых наиболее очевидных и вероятных последствиях публикации бенефициаров. Фигура господина Фирташа является слишком одиозной и, мягко говоря, не совсем прозрачной, чтобы обелить образ RosUkrEnergo в глазах общественности. В его биографии прослеживаются четкие связи с бизнес-структурами, которые, как считается, входят в империю Семена Могилевича. В частности, он является президентом компании Highrock Properties Ltd, «дочки» израильской Highrock Holdings, которая подконтрольна скрывающемуся бизнесмену. К тому же участие Дмитрия Фирташа в распределении прибыли RosUkrEnergo подтвердило давно ходившие на рынке подозрения, что Raiffeisen действует в интересах той же группы, которая основала компанию венгерскую EuralTransGas (она занималась поставками туркменского газа на Украину до RUE). Он был представителем этой компании в государствах Средней Азии, а также организовывал поставки украинских товаров в счет оплаты за туркменский газ. Более того, ETG в конце 2002 года фактически вытеснила с этого рынка «Итеру». А пакет соглашений между «Газпромом» и «Нафтогазом», который закрепил нового оператора в схеме поставок, был подписан при непосредственном участии Виктора Ющенко, занимавшего тогда пост премьера Украины. Все это свидетельствует о том, что больше всех пострадает от опубликования «украинских» бенефициаров RUE именно президент страны. Ему и раньше было не просто отбивать атаки противников посредника, а сейчас станет и вовсе невыносимо. В секретариате украинского президента вчера сделали странное заявление. «Внимание пресс-службы президента 26 апреля привлекла публикация издания «Известия», в частности статья о якобы причастности граждан Украины к RosUkrEnergo со ссылкой на отчет международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers», -- отметили в пресс-службе Виктора Ющенко и пообещали использовать все правовые пути для получения официальных документов, на которые ссылается газета. Советник главы «Нафтогаза» Иван Дияк заявил вчера «Времени новостей»: «Пока не обнародованы официальные результаты расследования относительно собственников акций RosUkrEnergo, рано делать какие-либо выводы. На сегодняшний день, при отсутствии четких документальных подтверждений, «известинская» статья производит впечатление досужих домыслов». Не стоит забывать, что уже RosUkrEnergo создавалась при непосредственном участии Виктора Януковича, который выступал в роли премьера (подписывал постановление о передаче RUE функций поставщика туркменского газа) и приемника Леонида Кучмы. Роль «миноритария» Фурсина, совладельца одесского «Мисто-банка», в Centragas, хотя и не совсем понятна, не столь важна. Тем не менее, стоит отметить его связи экс-спикером Владимиром Литвиным, по списку которого он баллотировался в Верховную Раду, но не прошел. В этой связи больше всех от публикации фамилий гг.Фирташа и Фурсина выигрывает именно Юлия Тимошенко, которая отчаянно критиковала RosUkrEnergo. И теперь получила лишний козырь для дальнейшей политической полемики. Среди проигравших, как это не парадоксально, находится и сам «Газпром», которому предстоит объяснять, каким образом два не самых идеальных и проверенных бизнесмена стали партнерами кандидата на роль «глобальной энергетической корпорации» в многомиллиардном стратегическом проекте. Тем более, что атака на заключенные в январе соглашения, которые в российском концерне считают большим завоеванием своей экспортной стратегии, теперь только усилится. А в случае избрания Юлии Тимошенко премьером может превратиться в самый настоящий пресс. "
631e1fcac8dc17991f13cb1db2038ef8.gif

Ссылки

Источник публикации