Лондонские политэмигранты выбирают Киев

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск

Лондонские политэмигранты выбирают Киев FLB: Какие интересы преследуют Борис Березовский и Константин Кагаловский в борьбе за информационное пространство на Украине

"На днях некоторые российские, а вслед за ними и украинские СМИ сообщили, что под контроль Бориса Березовского частично перешел один из немногих оппозиционных каналов на Украине – ТВі . У канала недолгая, но богатая на события история. Руководит им с момента основания украинский журналист Николай Княжицкий. Его имя мало известно в России. В конце 90-ых годов вместе с украинским спецслужбистом Владимиром Сивковичем он создавал телеканал СТБ, который позже перешел под контроль Лукойла, а затем оказался у зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука. После «оранжевой революции» Княжицкий на деньги украинского олигарха средней руки Владимира Костерина создал холдинг Медиадом, в который вошел телеканал Тонис и газета «24». Руководить изданием Николай Княжицкий пригласил известного в России журналиста Виталия Портникова. По задумке газета должна была стать украинским аналогом польской «Газеты Выборчей». Правда, особого успеха «Медиадом» не добился. Потратив около 20 миллионов гривен (до кризиса – почти 5 миллионов долларов), Княжицкий с Портниковым обвинили своего хозяина в цензуре и вовремя покинули тонущий корабль. Через пару месяцев газета прекратила свое существование. Позже из-за долгов своих бизнес структур Владимир Костерин потерял и телеканал Тонис. Николай Княжицкий оказался куда удачливее своего бывшего хозяина, и уже в 2008 году нашел инвесторов для проекта телеканала ТВі. Ими стали близкие на тот момент партнеры Бориса БерезовскогоВладимир Гусинский и Константин Кагаловский. Главным редактором назначили соратника Гусинского по НТВ Евгения Киселева, переехавшего из Москвы . О связях Кагаловского с Березовским писали намного меньше, чем Березовского с Гусинским. Тем не менее, они тянутся еще из времен «Семьи» покойного Ельцина. Константин Кагаловский – член совета директоров ЮКОСа, заместитель председателя правления управляющей компании «ЮКОС - Москва». Был представителем России при Международном валютном фонде. Как топ-менеджер банка «Менатеп», принимал активное участие в приватизационных процессах в начале 90-ых годов, в том числе и в так называемых «залоговых аукционах», через которые продавались основные нефтяные компании России. В 2003 году, в числе других опальных менеджеров ЮКОСа выехал из России в Лондон. Его жена – Наталья Гурфинкель-Кагаловская до 2000 года занимала должность вице-президента Bank of New York и директора его восточноевропейского отделения. Уволилась после скандала с отмыванием денег российскими структурами, о чем на суде признались некоторые из ее подчиненных. В эмиграции оба бизнесмена сохранили контакты . Семь лет назад британские журналисты с увлечением обсуждали, что Борис Березовский купил исторический особняк в центре Лондона в престижном районе Челси на Кингз-роуд за несколько сотен миллионов долларов. Березовский это не опровергал. «Но однажды Березовский позвонил мне, жалуясь, что его донимает налоговая, - рассказал в интервью российским «Ведомостям» сам Кагаловский, - Налоговые службы прессы начитались и требуют теперь с Березовского уплаты налогов. Березовский меня спросил, можно ли он скажет налоговой, что этой мой дом, а я в ответ пошутил: дом то мой, но раз налоговая требует, ты и плати. Для британских журналистов – разница между нами не большая, оба из России». Однако вернемся к их совместному проекту на Украине. В 2009 году, спустя всего год после запуска TVi между основателями телеканала начался конфликт. Сторона Кагаловского обвинила Гусинского в фактической «узурпации» программной политики канала и продаже по завышенной цене собственного продукта, в частности сериалов. Стороны обменялись судебными исками в судах США. Затем Константину Кагаловскому с помощью Николая Княжицкого удалось размыть пакет акций и выжить Гусинского из состава учредителей. Контроль над телеканалом отошел к двум кипрским оффшорам - Seragill Holdings и Aspida Ventures. В ответ Владимир Гусинский подал иск, требуя защитить свои права акционера и вернуть вложенные в телепроект средства – более 12 миллионов долларов. После изгнания Гусинского канал покинул и привлеченный им менеджер – Евгений Киселев. Правда, возвращаться в Россию он не стал, а нашел «хлебное» место ведущего ток-шоу «Большая политика» на крупнейшем украинском телеканале Интер. По упоминаемой в самом начале статьи информации российских СМИ, Борис Березовский только недавно стал собственником оффшора, на котором числится украинский телеканал. Однако есть все основания утверждать, что на политику ТВі он начал влиять намного раньше – сразу после выхода из проекта Гусинского. Тем более что в 2010 году, телеканал оказался на самом острие борьбы с режимом нового президента Януковича . Дело в том, что с начала своего появления ТВі достаточно интенсивно развивался в украинских регионах, получал новые частоты и ставил передатчики. Власти, видимо, посчитали, что канал с неконтролируемой редакционной политикой права на такое развитие не имеет, и через суды забрали львиную долю частот вещания. Из-за больших убытков и отсутствия видимых перспектив развития канала к нему стал терять интерес Константин Кагаловский. Но – не Борис Березовский. Известно, что опальный российский олигарх еще со времен оранжевой революции не испытывает особого пиетета перед Виктором Януковичем. Разрушение телеканала стало хорошим поводом, чтобы Борис Абрамович «распаковал» чемоданы материальной помощи и направил их на борьбу за свободу слова на Украине. В нынешнем виде, с долей телесмотрения в полпроцента, ТВі вряд ли можно рассматривать как бизнес. Он превратился в анклав оппозиционной журналистики, где многие оппоненты режима элементарно имеют возможность получать зарплату за свою работу и стартовую площадку для развития критических по отношению к власти инициатив . Только здесь до сих пор можно увидеть прямую трансляцию суда над Тимошенко или Луценко, антикоррупционное расследование или сатирическую передачу против первых лиц государства. Доходит до курьезных случаев – ТВі стал единственным телеканалом, который отказался транслировать новогоднее поздравление Виктора Януковича. По большому счету телеканал играет роль некой продакшн студии, которая готовит антивластный продукт и в большом количестве поставляет ее новым медиа – интернет-СМИ, блогосфере и социальным сетям . Березовский верит, что нынешняя власть не устоит против растущей популярности оппозиции. Предыдущий опыт общения с украинскими политиками во время «оранжевой революции» закончился для Березовского не слишком удачно – передав соратникам Виктора Ющенко около 40 миллионов долларов, он даже не выторговал себе права на въезд в Украину, не говоря уже о более серьезных политических дивидендах. Возможно инвестиции в «свободу слова» окажутся более интересными, чем вложения в конкретных украинских политиков. Ну а с таким позитивным багажом можно переправляться и через границу на Хуторе Михайловском."
631e1fcac8dc17991f13cb1db2038ef8.gif

Ссылки

Источник публикации