Миллионы В Тираж

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Зарубежные представительства ИТАР-ТАСС, ВГРТК, РИА «Новости» успешно работают на себя, а не на Россию

1108364593-0.jpg Уже не первый год государство выделяет на финансирование своего имиджа за рубежом миллионы долларов. Формирование положительного имиджа России в глазах Запада объявлено государственной задачей, на выполнение которой брошены лучшие силы отечественной государственной журналистики — ИТАР-ТАСС, ВГРТК, РИА «Новости». Результаты не слишком впечатляют. Проверка Счётной палаты в 2004 году показала, что крупные средства и немалая собственность, находящиеся в распоряжении государственных СМИ за пределами России, или не используются вовсе, или тратятся в интересах отдельных компаний и их работников.

Репутация дорогого стоит

В своё время ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и ВГРТК и создавались для производства материалов, сеющих разумное, доброе, вечное о нашей стране в неокрепших умах иностранных потребителей информуслуг. Сегодня ежегодные государственные затраты на поддержку этих СМИ за границей превышают $30 млн. ИТАР-ТАСС обходится налогоплательщику почти в $5 млн., РИА «Новости» — более, чем в $5 млн., ВГРТК — в $22 млн. Кроме госдотаций все три организации имеют собственные заработки. Это так называемые разрешённые виды деятельности (доходы от подписки, создание и распространение видеоматериалов и печатной продукции,

поддержка интернет-порталов и т.д.). Выручка за разрешённую деятельность доходит до половины сумм, выделяемых из госбюджета. На что же тратятся немалые суммы?

Ненужные деньги

Несмотря на многомиллионные сумы выделяемые бюджетом на содержание сети ИТАР-ТАСС ряд зарубежных филиалов агентства предпочитал их не расходовать на улучшение имиджа России. Некоторые филиалы решили от «греха подальше» не запускать руку в государственные ассигнования а самостоятельно зарабатывать для себя. В представительствах ИТАР-ТАСС в Японии и во Франции остатки на счетах ежедневно превышали установленный Банком России лимит в 6—10 раз. В той же Японии финансирование представительства из средств федерального бюджета в 2002—2003 годах вообще не осуществлялось. Но внакладе представительство не оставалось. Деньги на своё содержание зарабатывались «прочими видами деятельности». И деньги немалые: на счетах в Японии остатки валютных средств по состоянию на 1 января 2002 года составили $989,4 тыс., на 1 января 2003 года — $1445,8 тыс., на 1 октября 2003 года — $1800,1 тыс. и так далее.

К сожалению, финансовый успех не сопровождался каким-либо впечатляющим эффектом для внешнеполитического или инвестиционного имиджа России. Неудивительно, деньги государства, заказавшего «имидж»; остались неприкосновенными, а после «прочих видов деятельности» на госзаказчика не оставалось ни сил, ни времени.

У ВГТРК с финансированием зарубежных филиалов другие проблемы. С 1992 года по 2001 год телерадиокомпания «Останкино» передала ВГТРК 10 зарубежных корпунктов, 3 из них — в Австралии, Мексике и Сингапуре — были закрыты.

В 2002 году зарубежные корпункты работали в 7 странах мира (в Чехии, ФРГ, Италии, Великобритании, Бельгии, США, Японии) с фактической численностью по состоянию на конец года 14 человек. Все они финансировались за счёт федерального бюджета. Из него же шли средства на содержание корпунктов в Израиле или Китае: в 2002 году $163,3 тыс., в 2003 году — $265,8 тыс. Однако корпункт в Израиле возобновил работу только в сентябре 2003 года, а корпункт в Китае не открыт до настоящего времени.

У РИА «Новости» зарубежные представительства вопреки нормам валютного законодательства уводили заработанные деньги «своим путём». Хотя должны были перечислять все доходы на счета головной организации с тем, чтобы та в дальнейшем их перераспределяла.

Представительства РИА «Новости» в Аргентине, Индии и Югославии не перечислили в Россию соответственно 9,8 тыс. аргентинских песо, 10,3 млн. индийских рупий и 1 млн. югославских динаров. На счетах загранпредстави-тельств РИА «Новости» по состоянию на 1 октября 2003 года имелись остатки бюджетного финансирования аж с 2000 года (!) в сумме $0,68 млн. Были и другие нарушения. Руковод-

ством представительства в Японии в затраты РИА «Вести» за 9 месяцев 2003 года были включены расходы, не подтверждённые первичными документами.

В РИА «Новости» информация о расходовании на территории России и за рубежом средств федерального бюджета и внебюджетных средств представлялась в форме авансовых отчётов с приложением первичных документов. А бухгалтерский учёт в её подразделениях не вёлся, и отчётность не составлялась.

Неузаконенные

С развалом Союза в 1992 году было создано Информационное телеграфное агентство России, которое в 1993 году по указу президента Бориса Ельцина стало правопреемником ТАСС. Его деятельность осуществлялась на основании устава, утверждённого постановлением Правительства России ещё в 1994 году. Устав агентства с тех времён не менялся, хотя принятые позже Гражданский кодекс и федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предписывали внести в него необходимые изменения. Этого сделано не было, и легитимность существования компании могла быть поставлена под сомнение, а её деятельность — даже полностью ликвидирована, будь у заинтересованных лиц въедливый юрист. Юридические неурядицы ИТАР-ТАСС на этом не заканчиваются.

Согласно уставу компания действовала как центральное государственное информационное агентство, организованное в форме государственного предприятия. Однако фактически агентство функционировало как бюджетное учреждение. Для решения главной задачи — освещать в нужном свете государственную политику и общественную жизнь Российской Федерации — агентство могло создавать, реорганизовывать и ликвидировать за рубежом отделения, корпункты, филиалы, представительства и другие подразделения по своему усмотрению. Но вот незадача, записать свои филиалы в устав и нужным образом юридически их оформить, как того требует Гражданский кодекс, ИТАР-ТАСС не удосужилось. Да и вообще, в агентстве совершенно отсутствовали критерии выбора того или иного региона, где необходимо освещение происходящих событий. Всё делалось наобум или в зависимости от того, куда хотелось бы командировать нужного человечка под видом сотрудника ИТАР-ТАСС.

Сейчас зарубежная корреспондентская сеть ИТАР-ТАСС состоит из почти 130 отделений в 67 странах мира. Трудятся там около 200 человек, и многие из них, как и само агентство, практически находятся на нелегальном юридическом положении, без документов, необходимых для законного функционирования на зарубежной территории. Так, даже представительство ИТАР-ТАСС в Нью-Йорке не имело на месте положения о себе, утверждённого штатного расписания и должностных инструкций сотрудников.

Формирование корсети ВГТРК происходило в 1991—1992 годах путём присоединения к ней части корреспондентской сети бывшего Гостелерадио СССР, Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» и Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании. Но документы о переделе корреспондентской сети в ВГТРК отсутствуют. Кроме того, в учредительных документах ВГТРК отсутствует и информация об открытых корреспондентских пунктах, что, так же как и в случае с ИТАР-ТАСС, ставит под сомнение законность функционирования корсети ВГТРК за рубежом.

Беда с правовой базой и у РИА «Новости». В нарушение требований действующего законодательства и собственного устава нормативные документы РИА не содержат сведений о филиалах и представительствах за рубежом, поэтому и в данном случае легитимность их существования под вопросом. Опять-таки в нарушение законодательства и устава используемое зарубежными корреспондентами имущество не учитывалось на отдельных балансах представительств, корпунктов, бюро и отделений. Руководители заграничных подразделений РИА имело фактически недействительные доверенности, сотрудники корсети работали без заключённых с агентством трудовых договоров и утверждённых должностных инструкций.

Подвижная недвижимость

На балансе РИА «Новости» числится 79 объектов включая земельные участки в 34 странах. Их номинальная стоимость составляет 137,8 млн.рублей. однако не протяжении 10 лет в 8 странах недвижимость оформлена на бывшие посольства СССР. В 12 странах по 16 объектам недвижимости основанием для использования собственности в зарубежных странах являются договоры и соглашения, переоформленные на посольства Российской Федерации, а не на РИА «Новости». В 3 странах 11 объектов недвижимости оформлены на АПН, в 11 странах 15 объектов — на РИА «Новости». Лишь в Монголии недвижимость оформлена положенным образом.

Следует отметить, что в 14 странах мира представительства РИА были закрыты, «а объекты недвижимости в настоящее время не используются. В Дели здание представительства РИА «Новости», оформленное на посольство СССР в Индии, было снесено с условием постройки нового комплекса. Когда эта постройка завершится, не знает никто. В 6 странах (Замбии, Индии, Конго, Никарагуа, Перу, Уругвае), где представительства РИА закрыты, собственность сдаётся в аренду юридическим и физическим лицам этих государств. В Конго, где РИА «Новости» не имеет своих представителей, земельный участок и здание арендует местная компания «Эском». Причём арендный договор составлен от лица адвоката, не имевшего полномочий для осуществления сделок от имени РИА. Но и в тех странах, где представительства РИА «Новости» функционируют, в аренду сдаются 14 объектов. При этом размер арендной платы не определён никаким нормативным документом и устанавливается самим представительством или руководством РИА на только им известных основаниях.

Есть и у ВГТРК кое-какая собственность за рубежом. Например, корпункты в Бельгии, Германии и Италии наряду с арендованными помещениями использовали 4 квартиры, находящиеся на балансе ВГТРК В Бельгии 2 квартиры приобретены ещё в 1985 году Гостелерадио СССР, а в Италии и Германии в 1995 году ВГТРК прикупила ещё 2 квартиры. Корпункты в Великобритании, США, Чехии, Японии располагаются в арендуемых помещениях. Но вот незадача, нормативные документы, устанавливающие размер платы за аренду помещений, в которых располагались корпункты и проживали сотрудники, ВГТРК не разрабатывала. То есть каждый руководитель корпункта мог снять за госсчёт от ночлежки до роскошной виллы, и никто бы ему и слова не сказал.

Президент России Владимир Путин, другие высокопоставленные лица часто говорят о необходимости формирования позитивного образа России за рубежом. Образ «Верхней Вольты с ракетами» как был, так и остаётся.

Дмитрий Розенбом

Оригинал материала

«Версия»