Монополизация влияния. Прохоров

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


"«Сегодня РБК объявит о назначении Сауера на должность президента компании, рассказал источник в холдинге, - пишут 8 ноября «Ведомости». - Основной акционер холдинга — группа «Онэксим» рекомендовала его как своего представителя в совет директоров РБК (новый состав совета планируется избрать в начале декабря на общем собрании акционеров компании). После этого, опять же по инициативе «Онэксима», на совете будет поставлен вопрос о назначении Сауера его председателем. Гендиректор РБК Сергей Лаврухин это подтвердил. Сауер уточнил, что подпишет контракт с РБК сроком на три года.

При этом Сауер, по собственным словам, останется председателем наблюдательного совета Sanoma Independent Media (SIM), а также председателем совета директоров ЗАО «Бизнес ньюс медиа» (издает газету «Ведомости»), которым помимо SIM владеют американская News Сorp и британская Pearson.

Сауер основал Independent Media в 1992 г. и продал его Sanoma Media в 2005 г. По оценке аналитического центра «Видео интернешнл», SIM — крупнейший издательский дом в России по выручке, в 2011 г. его рекламные доходы выросли на 10,2% до 4,1 млрд руб. Сауер с 2008 г. занимает должность председателя наблюдательного совета SIM. Его очередной контракт истекал в конце этого года”.

В конце сентября в публикации «Кто на кого работать будет» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «основатели издательского дома Independent Media Дерк Сауэр и Елена Мясникова будут работать в медиаактивах группы Михаила Прохорова ОНЭКСИМ, в том числе в РБК и "Живи!".

Официальные представители ОНЭКСИМа и РБК заявили СМИ, что им об этом ничего неизвестно. Сауэр и Мясникова заявили, что рассматривают несколько предложений, но никаких принципиальных договоренностей еще ни с кем не достигли», - сообщала 20 сентября Лента.Ру..

«Именно с РБК у Independent Media сложились напряженные отношения: в 2005 году IM обвинил холдинг в незаконном использовании своего контента и через суд потребовал 282 млн руб., - напоминает деловая газета «Коммерсант».

Отношения между Independent Media и РБК были напряженными. В конце 2005 года издатель газеты "Ведомости" — компания "Бизнес Ньюс Медиа", совладельцами которой помимо финской Sanoma являются также британская Pearson и американская News Corp., подала на РБК в суд в связи с незаконным использованием статей из архива "Ведомостей", оценив ущерб в 282 млн руб. В ответ РБК сначала публично предложил выкупить газету, а затем и обвинил в плагиате сами "Ведомости". В декабре 2006 года иск "Бизнес Ньюс Медиа" был удовлетворен Девятым арбитражным апелляционным судом, который, однако, снизил сумму выплат в тысячу раз.

С тех пор внутри РБК произошли кардинальные изменения. Летом 2010 года его основатели уступили контроль ОНЭКСИМу, договорившемуся о реструктуризации долгов холдинга. А в апреле 2012-го Дмитрий Белик, Герман Каплун и Александр Моргульчик покинули управленческие посты в холдинге. Произошли перемены и в группе "Живи!": ее основатели Владимир Яковлев и Юрий Кацман были уволены в октябре 2011 года. Президентом "Живи!" в минувшем феврале стал бывший главный редактор GQ Николай Усков».

По сведениям газеты, «Дерк Сауэр уже фактически у Прохорова работает. По словам источников «Ъ», он "начал входить в курс дел в компаниях ОНЭКСИМа и присутствовать на собраниях топ-менеджмента еще до объявления о своем уходе из ИД Sanoma Independent Media".

На какие должности приглашены Дерк Сауэр и Елена Мясникова, а также какие задачи перед ними могут стоять, собеседники "Ъ" не комментируют. Но один из них слышал, что господину Сауэру "предложен карт-бланш по созданию из РБК медиахолдинга самых высоких стандартов".

Накануне в публикации [../info/52360.html «Иерархия агентов влияния»] Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «недавнее интервью Вячеслава Николаевича Матузова, фактически прямо заявившего, что многие российские СМИ непонятно на кого работают, хотя и касалось, в основном, вопросов внешней политики, заставило задуматься о куда большем, - пишет в журнале «Однако» известный блогер [50255.html Лев Вершинин].

В самом деле, оппозиционных изданий в России немало, и многие (скажем, газета «Ведомости», Forbes, интернет-порталы Lenta.ru, Slon.ru, телеканал «Дождь») пользуются репутацией источника «объективной информации», активно используемой Западом. Но, что интересно, при первом же сколько-нибудь внимательном взгляде возникают сомнения в, скажем так, «российскости» этих изданий.

Давайте возьмём лупу.

Тот же «Forbes», например, выпускается ИД Axel Springer Russia, «Ведомости» — совместный проект Financial Times и The Wall Street Journal при поддержке ИД Sanoma Independent Media. Более того, генеральный директор Axel Springer Russia – Регина фон Флемминг -- начинала работу в России на посту вице-президента американо-российского инвестиционного фонда Delta Capital в Москве (2000-2003), правопреемника американо-российского фонда прямых инвестиций TUSRIF, ещё в 1995 году получившего от правительства США около 440 млн. долларов на реализацию инвестиционных проектов в России. Специалисты фонда стоят у истоков деятельности группы компаний Delta, куда вошли банк DeltaCredit, лизинг финансового оборудования DeltaLeasing и банк потребительского кредитования DeltaBank. Кстати, сегодня TUSRIF трансформировался в USRF – американо-российский фонд экономического и правового развития, окормляющий совместно с IREX и фондом Гайдара программу гайдаровских летних школ для молодых специалистов.

Формально прямой связи между деятельности ИД Axel Springer Russia и TUSRIF нет, поскольку фрау фон Флемминг стала генеральным директором ИД в 2005 году – уже покинув пост вице-президента DeltaCapital. Однако едва ли можно сомневаться в том, что высшее начальство у неё осталось прежним, а неформальные связи с руководством TUSRIF-USRF сохранились в полном объёме.

Исследуя вопрос становления и «раскрутки» ИД Axel Springer Russia в 2003 году, нельзя не обратить внимания на фигуру Леонида Давидовича Бершидского. Как раз в 2003 году он, заняв пост директора ИД по редакционным вопросам, занялся продвижением на российский медиа-рынок «дружественных изданий». И преуспел: уже в апреле на вышел журнал «Русский Forbes», а в июне -- еженедельник «Русский Newsweek», причём г-н Бершидский до июля 2004 года возглавлял редакцию еженедельника, а затем стал издателем этих журналов.
Что любопытно, именно г-н Бершидский, если присмотреться, является своеобразным «мостиком» между ИД Axel Springer Russia и ИД Sanoma Independent Media (SIM), ещё в 1992-м созданным голландцем Дерком Сауэром, начавшим выпуск первой иностранной газеты в России «The Moscow Times». Позже пакет пополнили International Herald Tribune и – «Ведомости», с 1999 по 2002 годы возглавлявшиеся -- кем? – да, г-ном Бершидским, прямо оттуда ушедшим в ИД Axel Springer. Позже тот же г-н Бершидский -- вместе с г-жой Синдеевой (телеканал «Дождь») и г-ном Виноградовым, экс-главой группы КИТ-Финанс -- создаёт Slon.ru, а затем передаёт бразды правления г-ну Кашулинскому, по странной случайности, главному редактору журнала Forbes. В общем, вывод о том, что издательская политика Slon.ru и телеканала «Дождь» определяются интересами и указаниями владельцев деловых изданий Axel Springer Russia и Sanoma Independent Media, вряд ли будет ошибочен.

Ещё совпадение: один из членов Совета директоров Axel Springer Russia параллельно трудится на посту главного редактора русской версии журнала Geo и -- по открытым данным -- является продюсером московского представительства ARD (первого канала немецкого телевидения). Которое, в частности, сняло в январе 2012 года документальный фильм о протестах в России, в числе главных героев которого были г-да Навальный и Волков -- причём г-на Волкова рекламировали и голландские СМИ, что перестаёт удивлять, если вспомнить о «факторе SIM».

Первые выводы:

(а) редакционная политика оппозиционных изданий координируется на уровне личных контактов между издателями ASR и SIM и главными редакторами соответствующих деловых проектов («Ведомости», Forbes, Slon, Дождь), хорошо знакомых друг с другом;

(б) наличие иностранного капитала в составе ИД позволяет им вести себя на поле российских СМИ и, более того, доминировать, оказывая влияние и на «официоз»;

(в) на фоне «Эха Москвы» и «Новой газеты» данные издания играют роль некоего «посредника», связанного с западной аудиторией. Их функции – давать «путёвку в жизнь» лидерам протеста; в частности, г-н Навальный в разное время публиковался в «Ведомостях» и в International Herald Tribune.

Возвращаясь к теме участия в работе СМИ фондов разного уровня, нельзя не отметить, что уже подчёркнутая связь UNRF с фондом Гайдара (администрирование летней гайдаровской экономической школы через IREX) формирует канал контактов с другими западными фондами, ключевые фигуры которых так или иначе причастны к акциям протеста. Например, г-да Ясин и Зимин входят в наблюдательные советы таких фондов, как «Либеральная миссия», «Династия», Карнеги, Гайдара, -- и они далеко не единственны в этом ряду. Более того, они (и другие птицы означенного полёта) являются «мостиками» между фондами и престижными (условно российскими) негосударственными вузами типа РЭШ или ВШЭ. Так, г-н Ясин, научный руководитель НИУ Высшей школы экономики, по совместительству ещё и член Совета фонда Гайдара. А кроме того, ещё и «Династии», «Либеральной миссии», Карнеги. Плюс эксперт ИНСОР. Г-н Мау, ректор Академии народного хозяйства и президент ЦСР, также член совета фонда Гайдара. А г-н Дмитриев, член совета фонда Карнеги и профессор НИУ ВЭШ, вообще – президент ИНСОР.

Таким образом, вполне закономерно предположить, что указанные фонды неформально контролируют не только прессу, но и влиятельные экспертные группы (ИНСОР, ЦСР), а руководители этих экспертных групп служат ньюсмейкерами для подконтрольных фондам СМИ типа «Ведомости», Slon, Forbes и иные, реагируя на их заказы и оформляя выводы на основе пожеланий заказчика. А окончательную черту под выводами позволяет подвести анализ открытых источников, согласно которым, в составе названных фондов, учебных заведения и экспертных групп фигурируют и руководящие сотрудники крупных финансовых корпораций («Альфа-банк» через г-на Авена - фонды Гайдара и Карнеги, РЭШ; Внешэкономбанк через г-на Васильева – фонды Гайдара и Карнеги, «Тройка диалог» через г-на Варданяна – РЭШ).

Таким образом, можно говорить как минимум о пяти неофициальных уровнях интеграции протестного движения, причём каждый из уровней вполне автономен. Связь между ними осуществляется не формально, а сугубо в рамках личных контактов, подкрепленных корпоративными связями и тщательностью предшествующего отбора.

Для наглядности перечислю:

(а) базовый уровень: фонды (зарубежные, и российские, которые, по сути, тоже зарбежные);

(б) финансовый уровень: участие крупных финансовых организаций в управлении некоторыми фондовыми структурами (через членство в советах);

(в) интеллектуальный уровень ВУЗов. Два типа взаимодействия:

-- вербовка профессорско-преподавательского состава (через членство в фондах);

-- и «финансовая игла» (через членство в попечительских советах лиц, аффилированных с финансовыми группам, участвующими также в работе фондов);

(г) экспертный уровень: через кооперацию экспертов из некоторых «финансово окормляемых» престижных ВУЗов, кооптированных в советы фондов;

(д) информационный уровень.Три типа взаимодействия:

-- в рамках единого зарубежного финансирования (через связь с фондами посредством участия в их работе или в рамках прямого иностранного финансирования);

-- в рамках единой «номенклатуры» (ротация проверенных кадров из одного издания в другое с сохранением общей координации);

-- в рамках организации «единого экспертного мнения» (массированная трансляция выступлений «своих» экспертов, маргинализация оппонентов и так далее).

И наконец, нельзя не отметить, что «монады» описанной схемы, образуя цепочки, имеют неформальный выход и на государственные институты – через «открытое правительство» и разного рода общественные структуры -- замыкаясь (через ИНСОР, то есть, г-д Юргенса, Гонтмахера, Будберга и Тимакову) в «ближнему кругу» бывшего президента, а ныне премьер-министра России. Но это в скобках -- как общеизвестное».

Справка FLB:

В состав РБК входят интернет-ресурсы Rbc.ru, Qip.ru и др., регистратор доменных имен Hosting Community, телеканал РБК-ТВ, газета "РБК daily", ИД "Салон-Пресс" (журналы "Идеи вашего дома" и Salon Interior). Выручка в 2011 году — 4,684 млрд руб., EBITDA — 524 млн руб. Капитализация на ММВБ вчера — 5,19 млрд руб. ОНЭКСИМ Михаила Прохорова контролирует 53,36% головного ОАО РБК. 6,17% остаются за основателями холдинга Дмитрием Беликом, Германом Каплуном и Александром Моргульчиком.

Медиагруппа "Живи!" выпускает журналы "Сноб" и "Русский пионер", управляет сайтом Snob.ru, телеканалом "Живи ТВ". Финансовые показатели не раскрываются. В 2012 году ОНЭКСИМ стал единственным владельцем группы."