Первый ученик в пропаганде

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Первый ученик в пропаганде

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", origindate::04.04.2005

Кнопка о двух концах

Арина Бородина, обозреватель

"Имя -- это судьба",-- сказал как-то в интервью "Коммерсанту" Константин Эрнст, когда ОРТ переименовали в "Первый канал". Во многом это утверждение себя оправдывает. Если кому-то и уступала "первая кнопка" на протяжении своей десятилетней истории, то разве только НТВ, которое в середине 90-х было флагманом телеэфира, причем не только информационного. Сегодня у "Первого канала" самая большая зона охвата: от городов-миллионников и маленьких деревень до стран, которые принято называть "ближним зарубежьем". Рейтинги канала по-прежнему занимают лидирующие строчки, хотя за последние два-три года из-за возрастающей конкуренции доля зрительской аудитории "Первого" с более чем 35% снизилась до 25-26%. "Первый канал" остается лидером продаж своего рекламного времени: по информации "Власти", поступления от рекламы составили у канала в 2004 году около $500 млн (у канала "Россия" -- на 15-20% меньше). По количеству новых телепроектов, качеству программирования и продвижению в эфире собственных проектов "Первому каналу" также нет равных. Но лидерство в телевизионной индустрии -- это лишь отражение амбиций самого канала и укор для коллег-конкурентов. Для зрителей "Первого" эти показатели мало что значат. Для одной части общества "первая кнопка" -- это десятки популярных программ со звездами-ведущими, на которых выросло не одно поколение зрителей. Но другая давно воспринимает информационный эфир ОРТ, а теперь и "Первого канала" как инструмент манипуляции общественным мнением. С той лишь разницей, что пять лет назад это была проповедь взглядов владельца частного пакета Бориса Березовского, а сейчас это стопроцентная государственная пропаганда. Раньше на ОРТ Сергей Доренко по заказу владельца-частника громил Чубайса, Примакова и Гусинского. А сейчас "Первый канал" принимает заказы от владельца-Кремля и столь же страстно месяца четыре назад устами Михаила Леонтьева и программы "Время" приравнивал политику Виктора Ющенко чуть ли не к фашизму. Так что противоречие этих двух составляющих -- безусловного лидера в творчестве и первого ученика в пропаганде -- действительно стало судьбой "Первого канала".

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", origindate::04.04.2005

Первые кнопки России

1 апреля "Первый канал" отметил свое десятилетие. За это время он один раз сменил название (ОРТ), один раз -- президента России, несколько раз -- политику и собственников. Неизменным у "первой кнопки страны" оставалось одно -- полное соответствие интересам тех, кто в разное время на нее нажимал. Под такую задачу и подбирались на канал все пятеро его генеральных директоров. Историю "Первого канала" в лицах его руководителей ворошит обозреватель "Власти" Арина Бородина.

Предыстория. Останкинские труды

ФОТО: ПАВЕЛ ФИЛЕНКОВБорис Березовский: "ОРТ -- это мощнейший информационный ресурс, и он имеет колоссальное значение и продолжает оставаться мощным инструментом влияния в сегодняшней России. Обидно, что сегодня этот канал выглядит каналом для лохов, он стал профессиональным инструментом оболванивания. Я уверен, что такая задача сейчас поставлена Кремлем перед ОРТ, который переименовали в 'Первый канал' -- почти ЦТ". В интервью "Власти".

К концу 1993 года Российская государственная телерадиокомпания (РГТРК) "Останкино" представляла собой совершенно разрозненный организм. "Темная, неприятная история, это было как падение в Марианскую впадину",-- так в свое время охарактеризовал "останкинский период" нынешний генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст. "Руководство 'Останкино' не платило денег производителям. С нами расплачивались рекламным временем -- такой своеобразный бартер. Давали конкретное количество рекламного времени, а мы уже в рамках наших программ сами продавали рекламу,-- вспоминает президент Ren-TV Ирена Лесневская.-- Это был первый дикий капитализм на телевидении".

Утверждается, что именно Ирена Лесневская предложила возглавлявшему тогда Альфа-банк Петру Авену профинансировать создание нового коммерческого канала. Впрочем, этот план первоначально касался не "первой кнопки", а "второй" -- ВГТРК. Говорят, что Авена такая идея увлекла не сильно, и он поделился ею с Борисом Березовским, возглавлявшим холдинг ЛогоВАЗ -- одно из крупнейших в тот момент коммерческих предприятий. На первых порах проект привлек многих крупных бизнесменов, а уже к январю 1994-го интерес к идее угас практически у всех, кроме Бориса Березовского. Но летом того же года на него было совершено покушение, и будущий олигарх на время покинул страну. Однако в начале осени 1994 года история с акционированием и созданием нового канала по схеме "частный капитал плюс государство" возрождается вновь.

Владислав Листьев (25 января 1995 -- 1 марта 1995). Смерть за рекламу

ФОТО: ДМИТРИЙ АЗАРОВВладислав Листьев: "Задача нашей команды -- руководствоваться только качеством, только журналистским и художественным уровнем программ. Возможно ли давление высоких структур? Несомненно. Но мне все же кажется, что и люди в правительственных кругах, в окружении президента понимают: не было смысла создавать общественное телевидение и в то же время сохранять фактор 'силового давления'. Зачем менять шило на мыло?"  В интервью "Известиям" сразу после назначения в январе 1995 года.

Один из главных инициаторов создания ОРТ Борис Березовский утверждает: "Я абсолютно понимал, что в 1994 году, когда появилось много людей, заработавших много денег и ставших значительно более независимыми от государства, чем при советской власти, а коммунисты после проигрыша на выборах в Думу попытаются взять реванш, будет нужен независимый от государства телевизионный канал -- мощнейший инструмент политической борьбы". По мнению Березовского, ОРТ с самого начала всегда было только политикой: "В то время экономика не была такой сильной, реклама не могла покрывать расходы на содержание телевидения. И поэтому оно могло быть только политикой, что, собственно, и продемонстрировали в 1996 году ОРТ и НТВ, решив исход выборов в пользу Ельцина. Так же, как в 1999 году ОРТ, уже в борьбе против НТВ, решило исход в пользу Ельцина--Путина против Примакова--Лужкова". Президент фонда "Триумф" Игорь Шабдурасулов, в самом начале участвовавший в проекте ОРТ, а спустя годы его возглавлявший, рассказал, что при создании ОРТ преследовались сразу несколько целей: "Конечно, этот канал создавался как политический инструмент -- только дурак мог этого не понимать. Понятно, что этот инструмент мог быть на время отложен, но за него уже тогда стоило платить. Ну и, конечно, было просто необходимо остановить тот беспредел, в том числе рекламный, которые творился в 'Останкино'".

Поскольку проект организовывался по схеме "государство плюс частный капитал", то необходимо было заручиться поддержкой государства. Березовский утверждает, что в числе первых "госдеятелей", с кем обсуждалась схема создания ОРТ, были Валентин Юмашев (в ту пору гендиректор издательства "Огонек" и друг семьи Ельциных), начальник службы безопасности Бориса Ельцина Александр Коржаков и давний соратник президента Виктор Илюшин. В числе тех, кто согласился войти в так называемый консорциум банков, были: ЛогоВАЗ и Объеденный банк, принадлежащие Борису Березовскому, банк МЕНАТЕП Михаила Ходорковского, банк "Национальный кредит" Олега Бойко, банк "Столичный" Александра Смоленского, Альфа-банк Михаила Фридмана и Петра Авена, компания "Микродин" Александра Ефанова. Первоначальная идея Березовского состояла в том, чтобы контроль был у частного капитала. Против выступал Игорь Шабдурасулов. Но в результате многочисленных встреч, которые проходили с участием как банкиров, так и тех, кто должен был представлять в ОРТ интересы государства (Шамиль Тарпищев от Госкомспорта и Национального фонда спорта, Анатолий Чубайс от Госкомимущества, Виталий Игнатенко, возглавлявший уже тогда ИТАР-ТАСС, и Александр Яковлев, возглавлявший в тот момент "Останкино"), все-таки удалось найти компромисс: контрольные 51% будет у государства, 49% -- у частного капитала.

После активных подготовительных работ на свет появился указ Бориса Ельцина #2133 от 29 ноября 1994 года о создании АОЗТ "Общественное российское телевидение". Его уставный капитал составлял 10 млрд рублей (по курсу того периода около $3 млн). Список первых учредителей ОРТ выглядел так: Госкомимущество (36%), РГТРК "Останкино" (9%), акционерный коммерческий банк "Объединенный банк", АО "ЛогоВАЗ" (по 8%), банки МЕНАТЕП, "Национальный кредит", "Столичный", Альфа-банк, АО "Торговая компания 'Микродин'" (по 5%), Телевизионный технический центр, ИТАР-ТАСС, АО "Ассоциация независимых телекомпаний", РАО "Газпром" (по 3%), Национальный фонд спорта России (2%). В первый совет директоров ОРТ вошли от государства: Анатолий Чубайс (правительство РФ), Игорь Шабдурасулов (правительство РФ), Виталий Игнатенко (ИТАР-ТАСС), Шамиль Тарпищев (Госкомспорт), Валерий Горохов (Телевизионный технический центр), Александр Яковлев (РГТРК "Останкино"); от частных акционеров -- упомянутые уже Борис Березовский, Александр Смоленский, Михаил Ходорковский, Михаил Фридман, Олег Бойко, Александр Ефанов, Ирена Лесневская, а также Рем Вяхирев ("Газпром"), Самат Жабоев (ЛогоВАЗ), Борис Федоров (Национальный фонд спорта). Дефицит бюджета, по разным данным, составлял около $200 млн в год. Борис Березовский утверждает, что у него в тот момент не хватало собственных средств, и он был вынужден взять у одного из банков-участников $40 млн под большие проценты для первоначальных нужд ОРТ.

Сеткой и творческими проектами канала занимались Влад Листьев, Константин Эрнст, Кирилл Игнатьев, Андрей Разбаш. 25 января 1995 года собранием акционеров первым гендиректором ОРТ был назначен Влад Листьев -- самый популярный телеведущий, к тому же успешный менеджер, возглавлявший крупнейшую компанию-производителя ВИД, продукция которой составляла долгие годы костяк эфира "первой кнопки". Одним из первых громких заявлений Листьева стал мораторий на рекламу на ОРТ, согласно которому в эфире нового канала не должно было быть рекламных блоков. Игорь Шабдурасулов утверждает, что мораторий преследовал две цели: расчистить эфир от "левой" рекламы и привлечь внимание к новому каналу как зрителей, так и новых "цивилизованных" рекламодателей. В феврале совет директоров ОРТ объявил о приостановке показа рекламы в эфире с 1 апреля. А уже 1 марта Влада Листьева, на 34-й день его директорства, убили. Ему было 38 лет.

Сергей Благоволин (март 1995 -- сентябрь 1997). Хороший человек -- тоже профессия

ФОТО: ДМИТРИЙ АЗАРОВИрена Лесневская: "ОРТ не удалось осуществить задуманное. Канал сейчас вернулся к тому, от чего мы все бежали в середине 90-х из 'Останкино'". В интервью "Власти".

Одним из кандидатов на пост гендиректора после убийства Листьева была Ирена Лесневская, давшая согласие на переходный период -- три месяца -- возглавить канал. "Я была очень неудобной для акционеров кандидатурой. А по уставу ОРТ если хотя бы один из акционеров-владельцев 49% акций был против, то решение не проходило,-- говорит Лесневская.-- На том собрании все переругались страшно. Я тогда облегчила им задачу и вышла из совета директоров ОРТ. На том же собрании предлагали на пост гендиректора и кандидатуру основателя ТВ-6 Эдуарда Сагалаева, но он тоже устраивал не всех -- та же Ирена Лесневская была против. Сразу после похорон Влада Листьева, по данным "Власти", Березовский в первый раз предложил Эрнсту (их познакомил Валентин Юмашев) возглавить ОРТ, однако тот отказался, поскольку хотел заниматься творчеством.

В итоге гендиректором ОРТ стал Сергей Благоволин, который уже тогда возглавлял аналитический центр телекомпании. Борис Березовский вспоминает: "Я позвонил Сергею и предложил ему возглавить телекомпанию. Он согласился: это был поступок. Он всегда стоял 'над схваткой' и на переходном этапе сыграл для ОРТ очень большую роль".

Ксения Пономарева, которая пришла на канал в 1996-м возглавлять информационную службу ОРТ, рассказывает: "Сергей Евгеньевич исторически был человеком очень сильно интегрированным во власть. Он встречался с губернаторами, силовиками... Это был такой признак стабильности для компании". Именно в период работы Благоволина пул банкиров, первоначально привлеченных к проекту, практически распался. Березовский это объясняет тем, что банкиры рассчитывали на ОРТ только как на бизнес: "Они абсолютно не понимали, что за новую демократическую Россию нужно бороться и на эту борьбу нужно тратить деньги. А они хотели только зарабатывать и не готовы были нести расходы. Они не понимали своей политической ответственности перед обществом". "Политическую ответственность" самого Бориса Березовского в этот период можно было наблюдать в эфире ОРТ, где все большую роль играла информационная служба, которую возглавила Ксения Пономарева (она была знакома с Березовским еще с начала 90-х, сотрудничая с ним в области ряда пиар-проектов), сменив на этом посту Аркадия Евстафьева, который представлял на канале интересы Анатолия Чубайса. Главным событием того времени, безусловно, стали выборы президента 1996 года, где все сводилось к борьбе действующего президента Бориса Ельцина и лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В истории российского телевидения это был первый и единственный пример единения пропагандисткой мощи трех крупнейших телеканалов: ОРТ, государственного РТР и частного НТВ.

В октябре 1996 года на канале во второй раз появляется телеведущий Сергей Доренко, который в сентябре 1995 года покинул его вместе со своей программой "Версии" (производитель Ren-TV), обвинив руководство ОРТ в "политической цензуре". И уже в 1997 году при непосредственном участии Доренко на ОРТ начинается период информационных войн. Первой ласточкой стал скандал вокруг конкурса за пакет холдинга "Связьинвест", который был проигран структурами, представляющими интересы Бориса Березовского, Владимира Гусинского и группы "Альфа". И на НТВ, и на ОРТ начинается информационная атака на главу Госкомимущества Альфреда Коха, первого вице-премьера Анатолия Чубайса и ряд других чиновников правительства и администрации президента (входивших в знаменитую группу "дела писателей"), впоследствии лишившихся своих постов.

Постепенно на ОРТ складывается достаточно четкая конфигурация: за финансы отвечает друг и партнер Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили, за информацию Ксения Пономарева, за творчество Константин Эрнст, за рекламу Сергей Лисовский. Роль же Благоволина становится скорее декоративной. "Наступило время, когда нужно было воевать,-- вспоминает Борис Березовский.-- Воевать за Ельцина, за революцию. А Сергей Благоволин был потрясающим человеком, но очень мягким. Я ему объяснил ситуацию, и он ушел без всякого скандала. И до конца жизни мы с ним поддерживали очень хорошие отношения".

Сергей Благоволин скончался в сентябре 2001 года.

Ксения Пономарева (октябрь 1997 -- август 1998). Проверка "Временем"

ФОТО: ДМИТРИЙ АЗАРОВКсения Пономарева: "Создание ОРТ было и остается пока единственным примером вполне успешного сотрудничества между государством и частным капиталом. До тех пор, пока их цели и задачи совпадали. Но в 2000 году это сотрудничество закончилось". В интервью "Власти".

Предложение возглавить ОРТ Ксении Пономаревой было сделано Борисом Березовским. Ее кандидатура, согласно Уставу ОРТ, была рекомендована акционерам Борисом Ельциным. После их сорокаминутной встречи в Кремле в октябре 1997 года Пономарева была утверждена. "Никаких специальных задач мне Березовский не ставил. Все и так было понятно",-- говорит Пономарева. В своем первом интервью Ъ она говорит: "То, что государство владеет контрольным пакетом акций ОРТ, означает, что канал будет... поддерживать усилия исполнительной власти, направленные на процветание российского общества". О своих отношениях с Борисом Березовским Пономарева тогда говорила так: "Согласившись прийти в компанию, я не получила никаких гарантий -- они мне не нужны. Я согласилась на том условии, что буду управлять этой компанией... Я уйду, если пойму, что рычаги управления компанией у меня перехватывают, перехватывают злонамеренно. Но я знаю, что этого не будет".

Основной упор деятельности ОРТ по-прежнему делался на работу информационной службы, где главную роль играл Сергей Доренко. Он и стал камнем преткновения для Ксении Пономаревой. В мае 1998 года Доренко уходит из эфира, сохранив за собой должность главного продюсера по информвещанию. А уже в августе, когда на волне финансового кризиса правительство возглавил Евгений Примаков, Борис Березовский без согласования с Пономаревой решает вернуть в эфир Сергея Доренко ведущим программы "Время".

"О возвращении Доренко в эфир я узнала за несколько часов до начала программы 'Время' от него самого,-- объясняет Ксения Пономарева.-- Как гендиректор я не могла с этим согласиться, о чем и сказала Борису, написав заявление об уходе. Но мои отношения с Сергеем от этого вовсе не испортились, хотя обычно в это никто не верит".

Игорь Шабдурасулов (октябрь 1998 -- сентябрь 1999). Споры хозяйствующего субъекта

ФОТО: ДМИТРИЙ ЛЕБЕДЕВИгорь Шабдурасулов: "Сейчас 'Первый', как бронепоезд, стоит на запасном пути, а в эфире можно увидеть в основном 'два притопа, три прихлопа'. Как только он понадобится как массированное оружие, все изменится. Тот, кто захочет этого, сможет это сделать за несколько дней". В интервью "Власти".

Кризис 1998 года стал тяжелым испытанием для всех российских компаний, в том числе и для ОРТ. Это время стало еще и периодом, когда государство в лице премьера Примакова решило вмешаться в деятельность ОРТ. Еще будучи главой МИДа, Евгений Примаков вызывал к себе Ксению Пономареву, заявляя ей, что "ОРТ проводит в своем эфире антигосударственную деятельность". Предложение возглавить ОРТ Игорю Шабдурасулову было сделано главой администрации президента Валентином Юмашевым. Тот, оказавшись без работы после отставки кабинета Виктора Черномырдина, согласился. В этот период на ОРТ наступили самые тяжелые в финансовом смысле времена. И главной задачей гендиректора было не дать телекомпании развалиться. В январе 1999 года Международная ассоциация клубов "Что? Где? Когда?" подает иск на ОРТ о возмещении долга, в результате чего было возбуждено дело о банкротстве. Была ли эта процедура следствием сложных отношений между владельцем ОРТ и премьер-министром, сказать трудно. Сам Шабдурасулов считает, что скорее такое развитие событий на ОРТ "просто висело в воздухе". Чтобы погасить долги, ОРТ обращается к государству за кредитом. Никогда ни до, ни после этого случая кредит для российских компаний не оформлялся президентским указом. 28 декабря 1998 года Борис Ельцин подписал специальный указ, согласно которому ОРТ заключило с Внешэкономбанком договор на получение кредита в $100 млн сроком на год (деньги выделил Центробанк, а ВЭБ выступил оператором). Однако кредит этот, неоднократно пролонгировавшийся решениями правительства, до сих пор не погашен. Государство за эти годы, в отличие от ситуации с тем же НТВ (после того как Владимир Гусинский направил мощь своей информационной империи на поддержку Евгения Примакова и критику курса Владимира Путина, ему припомнили все кредиты, взятые в государственных и коммерческих банках), ни разу не вспомнило о столь значимой задолженности. По информации "Власти", задолженность по процентам кредита за прошлые годы уже погашена. Канал из собственной прибыли гасит тело кредита и намерен вернуть его за пять лет.

Несмотря на то что выдача кредита шла с большим скрипом (Шабдурасулову пришлось даже обращаться к Ельцину с открытым письмом), Евгений Примаков посчитал для себя возможным рассчитывать как минимум на сотрудничество с телеканалом. Однако в эфире ОРТ происходило прямо противоположное. О чем красноречиво свидетельствовали сюжеты Сергея Доренко (впрочем, до памятного всем рассказа об операции Примакова на тазобедренном суставе было еще далеко). Не заладились отношения и между Сергеем Доренко и гендиректором ОРТ. Последнему удалось настоять на отстранении Доренко от эфира программы "Время" (говорят, что Березовский был против этого) до кануна кампании по выборам в Госдуму.

К лету 1999 года ОРТ начинает новую информационную войну -- и с правительством Примакова, и с зарождающимся под его началом новым политическим движением "Отечество -- Вся Россия", во главе которого был не только премьер Примаков, но и мэр Лужков. В июле 1999 года в эфире ОРТ начинается атака на Владимира Гусинского, сделавшего ставку на альянс Примакова--Лужкова. Тогда же в программе "Время" впервые прозвучали данные о многомиллионных долгах "Медиа-Моста".

Шабдурасулов пытался балансировать между Борисом Березовским и Евгением Примаковым. После ряда программ Доренко, в которых он выступал с разоблачительными историями из общественной и частной жизни премьера и мэра, Шабдурасулов своим решением в рамках программы "Время" ставит большое интервью с Юрием Лужковым. Судя по всему, в тот момент отношения между основным акционером ОРТ и его гендиректором перестали устраивать обоих. К тому же последнего позвал в администрацию президента ее руководитель Александр Волошин.

При этом Шабдурасулов курировал раскрутку партии "Единство", создание которой приписывают Борису Березовскому.

Константин Эрнст (с 6 октября 1999 года -- по настоящий момент). Последний герой

ФОТО: МИХАИЛ ГАЛУСТОВКонстантин Эрнст: "Создание ОРТ позволило первому каналу 'Останкино' остаться первым каналом в стране. Если бы ОРТ не было создано, то эта возможность была бы безвозвратно утеряна". В интервью "Коммерсанту"

Игорь Шабдурасулов говорит, что сам предложил кандидатуру Эрнста в качестве своего преемника: "К 1999 году стало понятно, что Эрнст не только успешный телепродюсер, как никто знающий ОРТ, но и продвинутый телеменеджер". Борис Березовский так объясняет свой выбор: "Я много общался с Эрнстом, и это общение всегда доставляло мне удовольствие. Он очень внятный и хорошо образованный человек. В какой-то момент мне показалось, что кроме творческих способностей у него есть еще и хорошие организационные способности. Это оказалось правдой. Но, как показали дальнейшие события, у него нет никакой политической позиции. Это было бы хорошо в условиях стабильной демократии, но абсолютно опасно в условиях перехода к тоталитарному режиму".

1 октября 1999 года началась "вторая чеченская война". В разгаре была думская предвыборная кампания, где основная борьба развернулась между "Единством" и "Отечеством -- Вся Россия". К ноябрю 1999 года почти все информационные программы ОРТ были посвящены дискредитации Примакова--Лужкова и раскрутке никому до той поры не ведомого "Единства". Контроль над информационной службой ОРТ был тогда в руках Татьяны Кошкаревой, которая вместе с Русланом Нарзикуловым напрямую общалась с Борисом Березовским. У Константина Эрнста практически не было доступа к информационным потокам. "Как генеральный директор ОРТ он не был генератором политических идей",-- считает Игорь Шабдурасулов. Но при этом именно Эрнст в июне 2000 года назначает Сергея Доренко своим заместителем. Впрочем, не исключено, что это назначение Эрнст проводит против своего желания.

И тут Сергей Доренко начинает критиковать политику Кремля. К тому времени Владимир Путин одержал победу на президентских выборах в марте 2000 года при активной поддержке ОРТ (так же, впрочем, как в декабре 1999 года и "Единство", вышедшее вслед за КПРФ на второе место). Но уже после инаугурации президента начинаются первые разногласия между Борисом Березовским и Владимиром Путиным. "Наши разногласия шли по возрастающей,-- вспоминает Борис Березовский,-- я был против войны в Чечне (Сергей Доренко в эфире не устает повторять, что 'ситуация в Чечне остается напряженной', в то время, как власть обещает 'начало стабилизации в республике'.-- "Власть"), против деления страны на федеральные округа и реформы Совета федерации. Но тогда мы с Путиным еще просто спорили, хотя и жестко". В июле Владимир Путин приглашает на встречу в Кремль Сергея Доренко. По неофициальным сведениям, президент сделал ему предложение работать в "одной команде", но без Березовского. Говорят также, что на этой встрече Путин поинтересовался: "А что, Эрнст -- наш человек?" И Доренко якобы ответил: "Пока вы президент, он ваш на 120%".

Но пик "диссидентства" ОРТ пришелся на август-сентябрь 2000 года, после гибели "Курска". 2 сентября во "Времени" выходит сюжет, в котором родственницы погибших моряков на телекамеру говорят о том, что власти им все время врут. Утверждают, что Константину Эрнсту тогда удалось убедить Кремль, что этот сюжет поставлен в эфир по прямому указанию Березовского. Кроме того, источники "Власти" в Кремле свидетельствуют, что Эрнст заявил там, будто из нескольких выступавших только одна женщина была вдовой погибшего моряка. 9 сентября 2000 года по распоряжению гендиректора не вышла в эфир программа Сергея Доренко, сам ведущий отстранен от эфира, и практически одновременно с ним от руководства ДИПом были отстранены Кошкарева и Нарзикулов.

На вопрос, почему получилось так, что Константин Эрнст остался на ОРТ даже после того, как были уволены все близкие Борису Березовскому менеджеры, Игорь Шабдурасулов ответил так: "Каждый делает свой выбор. Эрнст сделал свой. Это дело его совести. И бог ему судья". Борис Березовский решение Константина Эрнста объясняет тем, что "Эрнст не мог существовать без опоры на власть": "Это даже был выбор не против меня, а за Путина. Это был выбор в пользу власти".

Уже в начале 2001 года Борис Березовский вынужден продать свои акции Роману Абрамовичу (официально эта информация Абрамовичем никогда не подтверждалась). По словам Березовского, сумма сделки за его пакет акций составила $170 млн, хотя, по мнению экс-владельца ОРТ, рыночная стоимость 49% составляла около $500 млн: "Ко мне во Францию приехал Абрамович и сказал, что и Волошин, и Путин обещали выпустить Глушкова (Николай Глушков, бывший первый заместитель гендиректора 'Аэрофлота', выпущен из тюрьмы в марте 2004 года.-- 'Власть'), если я продам ОРТ".

В настоящий момент 51% государственных акций телеканала распределяются между Росимуществом (38,9%), ИТАР-ТАСС (9,1%) и ТТЦ (3%). А 49%, ранее принадлежавшие частным акционерам, распределяются между ЗАО "ОРТ-КБ" (24%), ООО "Эберлинк-2002" (11%) и ООО "Растрком-2002" (14%). За эти фирмы голосуют по доверенности либо юристы телекомпании, либо сам Константин Эрнст. Про две последние известно лишь, что они зарегистрированы на Сейшелах и в Панаме. С сентября 2001 года совет директоров ОРТ целиком состоит из представителей государства. А в июле 2002 года Константин Эрнст на собрании акционеров получил их согласие на переименование ОРТ в "Первый канал". Закончив тем самым историю ОРТ.