Пресс-тур для олигархов

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Дети Лебедева и Пугачева, подруга Абрамовича зарабатывают репутацию в Европе на управлении западными изданиями. Глеб Фетисов — в России на несостоявшейся покупке газеты Le Monde

Оригинал этого материала
© "Деньги", origindate::19.07.2010, Фото: "Коммерсант", Reuters, AFP

Пресс-тур для олигархов

Анна Васильева

Ввязавшись в борьбу за французскую газету Le Monde, сенатор Глеб Фетисов превратил отдельные покупки россиянами иностранных СМИ в тенденцию. А также лишний раз доказал, что подобные инвестиции лишь в самую последнюю очередь делаются ради материальной отдачи.

Compromat.Ru

Глеб Фетисов

Недавний проигрыш сенатора Глеба Фетисова в борьбе за влиятельную французскую газету Le Monde можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, похоже, что решение о покупке было принято спонтанно и не очень хорошо подготовлено. Устроители конкурса сообщали, что предложение от бизнесмена пришло в последний день подачи заявок и представляло собой небольшое письмо на одной странице, причем написанное по-русски. Тогда как остальные претенденты присылали досье объемом 20-25 страниц с подробным объяснением причин заинтересованности в покупке компании и конкретными предложениями по развитию издания. Во-вторых, во Франции не очень любят, когда иностранцы покупают местные СМИ. На этот счет существует даже специальный закон, запрещающий иностранным бизнесменам владеть более чем 20% акций газеты, о чем, конечно, тоже можно и нужно было бы поинтересоваться заранее. В итоге газету продали французам — банкиру Матье Пигасу, предпринимателю Пьеру Берже и президенту-основателю телекоммуникационной компании Free Ксавье Ньелю.

Сложнее объяснить как раз не неудачу покупки, а само желание купить французскую газету. Долг газеты составляет около €100 млн, рекламные доходы постоянно падают. […] "Такие проекты играют роль скорее статусных, хотя, конечно, позиционируются они как вложения в бизнес, который в будущем может принести прибыль",— подтверждает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. С ним согласен и эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов: "С точки зрения экономической выгоды это, конечно, сомнительные операции. Несмотря на то что сама покупка почти ничего не стоит для миллиардеров и рисует их в роли белых рыцарей-спасителей, приобретаемые ими активы откровенно убыточны, и даже до невысокой рентабельности таким проектам далеко". Генеральному директору United Media Holding, президенту Гильдии издателей периодической печати Александру Страхову такие приобретения представляются и вовсе странными: "Я не очень склонен к теориям заговоров, но есть версия, что покупка таких активов делается по поручению "вышестоящих органов". А иначе зачем? Издание печатной продукции не отличается высокой рентабельностью и на российском рынке, а на Западе, боюсь, во многих случаях рентабельность вообще стремится к нулю".

Успех агента

Compromat.Ru

Александр Лебедев (справа) с сыном Евгением (слева) и Михаил Горбачев

На самом деле российские предшественники Фетисова на поприще охоты за зарубежными СМИ считали и считают рентабельность, стремящуюся к нулю, небывалым успехом.

Экспансия российских предпринимателей в европейские СМИ началась зимой 2009 года: серьезными активами в Европе тогда обзавелись бизнесмен Александр Лебедев и сын сенатора Сергея Пугачева Александр.

А уже этим летом европейское медиасообщество было потрясено известием о том, что российскому миллиардеру Александру Лебедеву, по-прежнему называемому всеми бывшим агентом КГБ, удалось поправить финансовые дела ранее убыточной британской The Evening Standard. Нужно заметить, что российские приобретения Лебедева в медиасфере аналогичными успехами похвастать не могут (в "Новой газете", где Лебедев владеет 49% акций совместно с Михаилом Горбачевым, экономических прорывов не наблюдалось давно). "Об этом странно писать, и в это трудно поверить",— писала в июне британская The Guardian, докладывая, что, согласно квартальному отчету, конкурирующее издание впервые за годы перестало быть убыточным. Затрачивая каждую неделю около €1,34 млн на издание и распространение газеты, примерно столько же The Evening Standard получала еженедельно в виде доходов. Чтобы добиться таких показателей, Лебедев предпринял неординарный и очень рискованный шаг: сделал бумажную версию газеты бесплатной. И это в то время, когда крупнейший медиамагнат мира Руперт Мердок подумывает о том, чтобы сделать платными онлайновые версии газет Times и Sunday Times, переживающих резкое падение тиражей и объемов рекламы. The Evening Standard за то время, что принадлежит Лебедеву, увеличила аудиторию и тираж в три раза: тираж с 236 тыс. до 600 тыс., аудиторию с 500 тыс. до 1,4 млн человек. […]

Тем не менее до окупаемости проекту еще очень далеко. Лебедев купил газету за £1 (сегодня это примерно €1,2), пообещав до конца 2010 года выплатить ее долги, достигающие, по разным подсчетам, от €15 млн до €25 млн. К тому же резкого роста рекламных поступлений газета смогла добиться лишь к началу 2010 года, а предшествовавший этой победе год поисков и реформ обошелся бизнесмену, по подсчетам британской регистрационной палаты, в €33,8 млн.

Дань элегантности

Несмотря на такие большие траты, Лебедев все же решился усилить экспансию: за такие же деньги, то есть за фунт стерлингов, в марте 2010-го он приобрел еще одно умирающее британское издание — The Independent (газеты The Independent и The Independent on Sunday, а также веб-сайт independent.co.uk). На сей раз предприниматель не стал доказывать, что превратит издание в прибыльное, а честно признался, что решил "элегантно потратить деньги". Убытки газеты лишь за 2009 год составили €14,8 млн, но бывший владелец обязался погасить из них €11 млн. Нужно отметить, что прямой конкурент The Independent — газета The Guardian — отнеслась к новому медиамагнату всерьез. Опасаясь, что богатый Лебедев сделает бесплатной и эту газету, The Guardian в марте отвела целую полосу в одном из своих изданий высмеиванию "обрусевшего" конкурента и подчеркиванию собственной независимости. Недружелюбные к русскому олигарху журналисты писали также, что Лебедев зря надеется втереться таким способом в европейский истеблишмент, поскольку, купи он хоть сотню газет, все равно в глазах этого истеблишмента останется бывшим агентом КГБ. […]

О том, что европейские СМИ — стратегическое направление деятельности для Лебедева, свидетельствует и тот факт, что к управлению этим бизнесом с самого начала подключился сын медиамагната Евгений. Сейчас 30-летний выпускник Лондонской школы экономики, еще не так давно слывший заядлым тусовщиком, вкладывает деньги в лондонский ресторан Sake No Hana и в дом моды Wintle, а также активно занимается развитием издательского бизнеса отца.

[GZT.Ru, origindate::05.07.2010, "Александр Лебедев стильно потратил 34 миллиона евро в Лондоне": Александр Лебедев купил ежевечернюю лондонскую газету The Evening Standard в 2009 году, заплатив за нее символический 1 фунт стерлингов. Согласно условиям сделки с бывшим владельцем— компанией Daily Mail & General Trust, Лебедев получил контроль над более чем 75% акций издания. Daily Mail & General Trust сохранила за собой 24,9%. Председателем правления Evening Standard Ltd стал сам Лебедев. На момент покупки ежегодные убытки издания оценивались в 15–25 млн евро.
Сразу же после покупки российский предприниматель заявил, что может закрыть ее, если она не начнет приносить прибыль в течение трех лет. По его словам, это приобретение было сделано исключительно ради получения прибыли, в отличие от другой британской газеты— The Independent, которую Лебедев назвал «элегантным способом терять деньги».
«Проблема в том, что у меня сейчас гораздо меньше денег, чем в прошлом году, когда я начал переговоры по The Evening Standard»,— сказал Лебедев в интервью The Sunday Telegraph. Бизнесмен сказал, что его состояние за последние полгода уменьшилось вдвое и он не сможет поддерживать газету дольше этого срока, если ситуация будет ухудшаться. А ситуация ухудшилась, напоминает The Daily Telegraph. Около двух месяцев назад Лебедев, который до недавнего времени являлся совладельцем немецкой авиакомпании Blue Wings, начавшей распродажу своего имущества за долги, признал, что обанкротившуюся авиакомпанию спасти не удастся, а проект можно считать закрытым. — Врезка К.ру]

Ответил за отца

Compromat.Ru

Александр Пугачев

Александр Пугачев, сын другого российского миллиардера — Сергея Пугачева, стал владельцем французской газеты France Soir, но добился куда меньших результатов как в деле вывода из кризиса этой газеты, так и в покорении европейской элиты.

Поначалу приобретение France Soir казалось успешным. 25-летний выпускник Университета Монако Александр Пугачев легко преодолел ставший фатальным для Глеба Фетисова запрет на приобретение французских газет иностранцами: к тому времени он уже несколько лет являлся гражданином Франции. Впрочем, сомнения на его счет все же были, поскольку Франция имела в этой сфере плохой опыт с французскими гражданами российского происхождения. В 2006 году предприниматель Аркадий Гайдамак, к которому власти Франции, а также Интерпол имеют претензии в связи с делом о продаже оружия в Анголу, сулил за France Soir огромные деньги, но ему было отказано. Так что Александру Пугачеву пришлось поклясться в торговом суде, что он не знает Аркадия Гайдамака.

Относительно затрат на газету известно лишь, что за первый год после приобретения было вложено в ее развитие €20 млн. Условия сделки по покупке газеты Александр Пугачев не раскрывает. Даже о банке-поручителе известно только, что это "солидный французский банк". Молодой предприниматель не очень уверенно говорит и о том, на чьи деньги сделано приобретение. Сначала он говорил, что на папины. "Я люблю Францию, а France Soir — известная марка французской прессы, которой нужен был инвестор для возрождения. Я изучил вопрос и предложил моему отцу взяться за это",— цитировало его французское издание Les Echos . А уже через год на презентации обновленной версии France Soir Александр раздраженно говорил журналистам, что вкладывает в издание собственные деньги. "Видите, у меня есть деньги!" — сказал он, потрясая вынутыми из кармана купюрами.

Так же, как и Лебедев, Пугачев произвел некоторые изменения в приобретенном бизнесе, хотя и не столь революционные. В рамках ребрендинга Пугачев изменил макет издания, нанял новую команду редакторов и корреспондентов, резко снизил розничную стоимость газеты. Он планирует сделать "популярный, но серьезный таблоид, хорошо иллюстрированный, с расследованиями, репортажами с мест и эксклюзивной информацией". Хотя, по словам журналистов самой газеты, поначалу предполагалось, что издание будет представлять собой смесь скандалов, громких заголовков и фотографий папарацци.

Сегодня нет никакой открытой информации ни об экономическом состоянии газеты, ни об изменении рекламных потоков. Известно лишь, что к концу 2010 года тираж издания должен вырасти до 120 тыс. экземпляров.

"Миллиардеры по-разному подходят к реализации своих проектов,— говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.— Лебедев — фигура публичная, он открыто использует покупку британских газет как саморекламу. Пугачев — более скрытый, он вроде бы как и вовсе не присутствует на европейском медиарынке, хотя свои интересы там продвигает. Конечно, это для них шанс улучшить свой личный имидж на Западе. Но и в глазах Кремля они таким образом могут набрать очки: вроде как формируют положительный образ России. А поскольку на Запад окончательно перебрались только дети, а у родителей все же бизнес основной пока что в России, то лояльность Кремля для них очень даже много значит".


***

Дарья и POP

Пока российские бизнесмены тратят миллионы на покупку статусных изданий, которые обеспечат им позитивный имидж за рубежом, подруга олигарха Романа Абрамовича Дарья Жукова набирает популярность на месте главного редактора знаменитого британского журнала POP, одного из ключевых изданий международного медиахолдинга Bauer Media Group.

Дарья Жукова, дочь главы нефтяной компании "Синтез-Ойл", возглавила журнал в начале 2009 года и пока успешно справляется со своими обязанностями, хотя за это время ей пришлось оставлять редакционные дела ради рождения сына, выбора купленной Абрамовичем своему наследнику квартиры в элитном лондонском районе Сохо стоимостью $4 млн, презентации летней программы в принадлежащем ей центре современной культуры "Гараж" и по многим другим причинам.

У Жуковой минимальный журналистский опыт — написание колонки в русский Vogue, зато есть опыт работы в фэшн-индустрии: вместе с подругой Кристиной Танг она основала компанию, выпускающую одежду под маркой Kova & T.

Однако Дарья Жукова не стала "свадебным генералом" в POP. Она пригласила сотрудничать с журналом дочь редактора французского Vogue Джулию Рестуан-Ройтфильд, фэшн-икону Дафну Гиннесс, редактора журнала Art Review Ребекку Уилсон, кинорежиссера Сэм Тейлор-Вуд, популярную 13-летнюю блогершу Тави, которая пишет о моде, и одного из самых дорогих современных художников Дэмиена Херста. Жукова перекроила концепцию журнала: до нее журнал состоял исключительно из новостей мира высокой моды, новый главный редактор сделала акцент на культуру и современное искусство. Первый номер обновленного издания, вышедший в сентябре 2009-го, эксперты признали удачным.


***

"Претенденты, которые хотят купить "Ле Монд", и так составляли причудливую компанию, а появление господина Фетисова только усилило ощущение нелепости"

Оригинал этого материала
© "Радио Свобода", origindate::23.06.2010

Зачем российскому олигарху "Ле Монд"?

Анастасия Кириленко

[...] Основанная в 1944 году, одна из самых влиятельных французских газет "Ле Монд" в последние годы испытывала серьезные финансовые затруднения на фоне кризиса печатных СМИ. Издание было вынуждено сократить более ста сотрудников за два года. Но эти меры не помогли. В начале июня "Ле Монд" объявила о намерении продать контрольный пакет акций сторонним инвесторам.

В последний день подачи заявок, 21 июня, предложение покупки поступило от российского бизнесмена Глеба Фетисова.

"Сейчас уникальный шанс приобрести этот антикварный экземпляр медиарынка, который с годами может стать только ценнее. У меня есть четкое представление, как реструктурировать долги и заработать на издании, не вмешиваясь в журналистскую составляющую. Я всячески поддерживаю установку на избежание политического влияния на редакционную политику и кадровый состав газеты", — сообщил Глеб Фетисов на своем официальном сайте.

Глеб Фетисов является основным владельцем банковской группы "Мой Банк", акционером телекоммуникационной компании Altimo, которая в свою очередь владеет компаниями VimpelCom и "МегаФон". В списке "Форбс" самых богатых бизнесменов […] Фетисов сорок второй. С 2001 по 2009 год Фетисов был сенатором, затем был назначен на пост руководителя рабочей группы при президиуме генерального совета партии "Единая Россия" по социально-экономическому развитию и выработке антикризисных мер.

В "Ле Монд" очень удивлены интересом российского бизнесмена к убыточной французской газете, заявил в интервью Радио Свобода президент "Общества редакторов Le Monde" (эта структура объединяет журналистов газеты и одновременно является одним из акционеров издания) Жиль Ван Кот:

— Мы немного удивлены — мы не знали об интересе господина Фетисова к "Ле Монд", потому что у нас никогда не было контактов ни с ним, ни с его представителями. Проблема в том, что срок направления предложений на покупку акций истек 21 июня. В этот день мы действительно получили письмо от него всего на одну страницу, на русском языке (копия документа имеется в распоряжении редакции — РС), перевод на французский был выполнен банком, с которым сотрудничает "Ле Монд". Я знаю, что сейчас российские бизнесмены стали активными на медиарынке. Но у нас очень мало информации о конкретном содержании предложения Глеба Фетисова. А поскольку мы должны принять решение в ближайшие дни, встретиться со всеми претендентами, мне кажется, господину Фетисову будет трудно участвовать в этом процессе. Либо ему необходимо в кратчайшие сроки внятно объяснить причины своего интереса к "Ле Монд" — газете, которая является убыточной на протяжении последних десяти лет, и тогда мы примем во внимание его предложение. Досье других кандидатов занимают по 20— 25 страниц. Информации о Фетисове в этом же объеме у нас нет. Кроме того, по французским законам, иностранный бизнесмен не может владеть более чем 20% акций газеты.

— При выборе покупателя будет учитываться только цена? Или это еще не все?

— Конечно, учитываются финансовые условия. Но это еще не все. Сегодня журналисты газеты косвенно контролируют политику издания, и им нужны гарантии, что новый владелец эту систему сохранит.

[…] В любом случае, после перехода к новому владельцу в "Ле Монд" будет действовать совет по этике, который сможет вмешиваться в случае давления на журналистов. Акционер должен будет обеспечить то, чтобы "Ле Монд" осталась уважаемой газетой, сохранила свой имидж, чтобы читатели сохранили доверие. Если этого не будет, читатели просто уйдут, а это никому не нужно, — сказал Жиль Ван Кот. […]

"Мы направили предложение "Ле Монд" не на одной, а на трех страницах", — заявил в интервью РС советник FFF-холдинга по вопросам медиа и рекламы Олег Тетерин. Письменно Олег Тетерин пояснил корреспонденту РС следующее:

— Предложение от Глеба Фетисова было направлено представителю акционеров "Ле Монд" — известному банку Credit Agricole в 18:30 21 июня 2010 года по московскому времени, соответственно в 16:30 по парижскому. Все инвестиционные предложения и предложения, связанные с покупкой акций "Ле Монд", направляются только туда. Через полчаса пришел официальный ответ (письмо-подтверждение имеется в наличии), что наше предложение принято и будет рассмотрено наблюдательным советом издания 28 июня 2010 года. Копия ответа нам была направлена банком Credit Agricole Pierre-Yves Romain'у (Group General Council Group Le Monde). Финансовые условия не разглашаются, ввиду острой конкуренции за этот актив.

— Зачем Глебу Фетисову французская газета, в чем логика покупки?

— В первую очередь, это бизнес-проект, а значит, ставит своей целью получение прибыли. Как уже заявлялось ранее, планов по краткосрочному выходу из проекта нет. Конечно, здесь есть и другие моменты. Le Monde — одна из самых авторитетных в мире и уважаемых лично Глебом Фетисовым газет. Глеб Фетисов исходит из позиции минимального вмешательства в редакционную политику газеты. Маркетинговая стратегия будет рассмотрена органами управления издания и, возможно, будет изменена, но в любом случае согласована с журналистским коллективом, — пообещал Олег Тетерин.

Глебу Фетисову, если его заявка все-таки будет принята, предстоит побороться с двумя консорциумами. Один из них — в составе France Telecom (большая часть акций этой компании принадлежит государству), группы, владеющей еженедельником Le Nouvel Observateur и испанской медиа-группой Prisa. Считается, что этот консорциум тяготеет к правым политическим силам.

Также на покупку "Ле Монд" претендует консорциум в составе банкира Матье Пигасса, основателя телекоммуникационной группы Iliad SA Ксавье Ниэля и многолетнего партнера модельера Ив Сен Лорана — Пьера Берже. […]

Каковы шансы Глеба Фетисова приобрести газету "Ле Монд"? На этот вопрос в интервью Радио Свобода отвечает обозреватель отдела изучения СМИ газеты "Лез Эко" Жан-Кристоф Феро:

— Претенденты, которые хотят купить "Ле Монд", и так составляли причудливую компанию, а появление господина Фетисова только усилило ощущение нелепости. Необходимо понимать, что "Ле Монд" — старейший французский бренд. Это самая влиятельная французская газета за рубежом. Это последняя газета, которая, как считается, может повлиять на итоги президентских выборов во Франции. То, что ее все-таки продадут российскому бизнесмену, — это невозможно. Почему? Откуда он взялся? К сожалению, во Франции у российских бизнесменов не лучший имидж: при словосочетании "российский бизнесмен" возникают ассоциации с дорогими машинами, кокаином и прочей показухой в Куршевеле или на Лазурном берегу. Миллиардер хочет приобрести себе еще и газету? Зачем? […]

Тем временем Глеб Фетисов на своем сайте делится планами в случае приобретения "Ле Монд": "Мы видим возможность расширения списка рекламодателей "Ле Монд" за счет интереса российских компаний и, в частности, госкорпораций к привлечению французских инвестиций", — отмечает он.

Представитель Глеба Фетисова Олег Тетерин отказался прокомментировать, какие именно компании и госкорпорации имелись в виду. [...]