Сечин отрицает сверхдоходы и настаивает на праве их скрывать

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Сечин отрицает сверхдоходы и настаивает на праве их скрывать


D427124a54dba2647b4736d64ef89745.jpeg
"Ведомости" Игорь Сечин. Фото ИТАР-ТАСС

"Роснефть" нацелила меч Фемиды на "Ведомости" Президент «Роснефти» [1] подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против «Ведомостей» и заместителя главного редактора этой газеты Кирилла Харатьяна. Поводом для иска стала редакционная колонка «Человек недели: Игорь Сечин», написанная Харатьяном и опубликованная в июне этого года в «Ведомостях». Колонка была написана после того, как «Рофнефть» [2]. Госкомпания воспользовалась расплывчатыми формулировками указа президента о раскрытии информации госкомпаниями и сослалась на то, что «Роснефть» не является «госкомпанией, созданной на основании федерального закона». Это уже второй иск Сечина к российским СМИ за последнее время. Недавно Савеловский суд Москвы удовлетворил похожий иск президента «Роснефти» [3]. Иск Сечина к «Ведомостям» подан в конце июня в Останкинский районный суд. В колонке «Ведомостей», уверен истец, содержатся порочащие его репутацию сведения, у него есть претензии к трем фразам в этой статье. Так, в колонке, в частности, написано: «Потому что на нынешней своей позиции способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений президент Сечин нисколько не утратил: вроде бы "Роснефть" и подконтрольна правительству, поскольку приходится ему "внучкой", а вроде и не очень-то». Этот фрагмент, уверен Сечин, содержит «утверждения о нарушении истцом действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих (органов)». Юристы «Ведомостей» в отзыве, предоставленном суду, возражают, что фраза вырвана из контекста и что это оценочное суждение автора говорит о возможностях Сечина и не содержит сведений о каких-либо фактах нарушений. Само указание на наличие у президента «Роснефти» способности и возможности влиять на принятие решений не является обвинением в нарушении законодательства. Оценка возможностей Сечина основана на том, что он является не только президентом «Роснефти», но и ответственным секретарем Комиссии по ТЭК при президенте России, которая, в частности, обеспечивает согласование действий федеральных органов исполнительной власти в области ТЭК. К докладам Сечина и его высказываниям в рамках этой комиссии [4], чему достаточно много примеров, пишут юристы «Ведомостей» и делают вывод, что мнение автора колонки является обоснованным оценочным суждением. Также Сечин спорит со следующим предложением в колонке: «...на президентской позиции Игоря Сечина... с возможностью... по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя». В колонке это написано так: «А с другой — на президентской позиции Игоря Сечина не касаются всякие чиновнические ограничения и сложности, и то, что можно не рассказывать о своем благосостоянии, — мелочь по сравнению с возможностью заключать гигантские контракты, покупать буквально все, что захочется, наконец, по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя». Эта фраза, по мнению президента [5], говорит о нарушении истцом законодательства об акционерных обществах и деловой этики, так как по закону и уставу компании президент подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Юристы «Ведомостей» опять настаивают, что это оценочное суждение, основанное на факте отказа от предоставления сведений о доходах Сечина. Публичное размещение информации о доходах — это одна из действенных форм общественного контроля, и руководитель крупнейшей нефтяной компании должен понимать, что вопросы о прозрачности его действий и доходов будут возникать в любом случае. Оценка журналистом факта отказа от такой формы общественного контроля — это правомерная реализация предусмотренных Конституцией России, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и законом о СМИ права на свободу слова, выражение своего мнения и исполнение общественного долга журналиста, уверены юристы. Сейчас же руководство «Роснефти», которая является крупнейшим налогоплательщиком и стратегическим предприятием, которое в силу своего масштаба может влиять на финансовую стабильность в стране, отчитывается, по сути, не перед обществом, не перед широким кругом акционеров, а прежде всего перед государством в лице премьер-министра и президента страны, продолжают юристы. Наконец, не понравилась истцу фраза «...хороша ли такая бесконтрольность: нельзя приравнять российское государство, от имени которого совершает топ-менеджерские поступки президент Сечин, ни к нему...» (в оригинале колонки «Риторический вопрос — хороша ли такая бесконтрольность: нельзя приравнять российское государство, от имени которого совершает топ-менеджерские поступки президент Сечин, ни к нему, ни к Владимиру Путину»). Таким образом газета, по мнению Сечина, утверждает, что он совершает поступки от имени Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ и противопоставляет Сечина обществу и народу страны. В этом абзаце нет ни одной фразы о том, что Сечин противопоставляет себя обществу или народу, настаивают юристы «Ведомостей»: это трактовка истца и она не имеет под собой основы в тексте публикации. [Forbes, 15.08.2014, "Взял иски на себя: Сечин подал в суд на "Ведомости": Все эти сведения «могут создать у общества ложное представление о том, что истец, будучи президентом НК «Роснефть», осуществляет свою деятельность с нарушениями действующего законодательства», резюмируется в иске. [...] На вопрос о том, почему в иске требуется опровергнуть только отдельные фрагменты предложений и значит ли это то, что с остальными тезисами в статье истец не спорит, в «Роснефти» не ответили. — Врезка К.ру] [rbc.ru, 15.08.2014, "Игорь Сечин подал в суд на газету "Ведомости": [6] заявил, что предметом судебного разбирательства является вся статья, но в исковом заявлении Сечин требует опровергнуть только те отрывки, которые юристы «Роснефти» сочли формально подходящими под судебное разбирательство. «Я вижу очевидную тенденцию в газете «Ведомости», направленную на травлю компании», — добавил Леонтьев. — Врезка К.ру] Контекст статьи направлен на то, чтобы сформировать отрицательное общественное мнение о деловых и человеческих качествах истца, делает вывод Сечин со своем иске и просит признать сведения в статье недостоверными, опубликовать опровержение и удалить спорные утверждения с сайта газеты. Материальных претензий у Сечина к «Ведомостям» нет. Юристы «Ведомостей», напротив, настаивают в отзыве, что Харатьян как автор колонки действовал добросовестно и не преступил границ законодательства. [...] Главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова заявила, что считает претензии к статье Харатьяна необоснованными и что газета будет защищать свою позицию в суде. «Оспариваемые Сечиным высказывания — фрагменты авторской колонки на странице "Комментарии". Право на открытое высказывание мнения — это неотъемлемое конституционное право граждан, включая и Кирилла Харатьяна, и Игоря Сечина». В иске к Forbes Сечин также указывал, что журналисты распространяют недостоверные сведения. Так, в частности, он указывал, что оценка Forbes размера его компенсации как президента «Роснефти» является «утверждением о получении истцом [7]. Также он оспаривал утверждение журнала, что его слова привели к снижению котировок "Роснефти", Сечин уверен, что между его заявлениями как руководителя публичной компании и колебаниями стоимости ее акций связи нет и быть не может, потому что иначе это манипулирование рынком и уголовно наказуемое деяние. Издатель Forbes компания Axel Springer Russia намерена оспорить решение суда. Ксения Болецкая

Ссылки

Источник публикации