Средства массовой информации-2001

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


© "Коммерсант-Власть", origindate::18.12.2001

Средства массовой информации-2001

Кому принадлежит Россия

Андрей Князев

Российские средства массовой информации в этом году получат от рекламы почти $2 млрд. И СМИ, и рекламный рынок оправились после грандиозного провала 1998 года, когда объемы телевизионной и печатной рекламы, по самым мягким оценкам, упали в четыре раза. В 2000-м, и особенно в уходящем году СМИ восстанавливали свои позиции, демонстрируя беспрецедентно высокие темпы роста освоенных рекламных бюджетов. Согласно данным рейтинговой компании TNS/GalIup AdFact. за первые десять месяцев этого года рекламные поступления на телевидении выросли на 55%, в газетах — на 30%, в журналах— на 43%, на радио — на 10%. Разумеется, эти деньги распределяются весьма неравномерно. Телевидению (причем преимущественно центральным телеканалам) достаются, по разным оценкам, от 45 до 55 процентов всех рекламных бюджетов. Однако $2 млрд в год на всю отрасль — достаточный куш как для того, чтобы обеспечить существование ставших уже привычными газет, журналов и телеканалов, так и для того, чтобы стимулировать появление новых игроков.

История: 1991-2000

За первые десять лет своего существования российские негосударственные СМИ чаще переживали взлеты, чем падения. Впрочем, это не помешало им оказываться в центре крупных скандалов не реже, чем героям их собственных публикаций и передач.

1991

Converted 12416.jpg

Виталий Третьяков

С 1 января начинает регулярно (три раза в неделю) выходить учрежденная Моссоветом «Независимая газета». Первый номер газеты отпечатан 22 декабря 1990 года тиражом 150 тысяч экземпляров в издательстве «Известия». Его издание оплачено за счет беспроцентного кредита Моссовета, бумага выделена из фондов Госплана СССР. Главный редактор Виталий Третьяков заявляет, что располагает «достаточными средствами для выпуска абсолютно независимой газеты».

В мае в полном объеме начинает вещание созданная в 1990 году Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК).

В декабре зарегистрировано основанное Сергеем Лисовским и Владимиром Жечковым рекламное объединение Premier SV. На правах партнеров в него входят 12 рекламных фирм, в том числе РО «Аврора», ЛИС'С, TISSA.

27 декабря принят закон «О средствах массовой информации». В этот же день правительство на основании указа президента учреждает на базе Гостелерадио СССР Российскую гостелерадиокомпанию «Останкино».

1992

В мае зарегистрирована продюсерская компания «Видео Интернэшнл». Ее учредителями стали Михаил Лесин, Оганес Соболев, Юрий Заполь, Александр Гуревич и Владимир Перепелкин.

В октябре издательский дом "Коммерсантъ" (ведет свою историю с основанного в 1988 году кооператива «Факт») приступает к выпуску ежедневной газеты «Коммерсантъ-Daily». В первом номере: суд над рижским омоновцем Сергеем Парфеновым, торговля данными с российских разведспутников и краткая инструкция «Как читать "Ъ"-Daily».

Голландец Дерк Сауэр приступил к выпуску первой независимой англоязычной газеты в России — The Moscow Times,— заложив первый камень в основание будущего издательского дома Independent Media.

1993

Converted 12417.jpg

Дмитрий Остальский

В январе шесть агентств поделили рынок телевизионной рекламы. Premier SV, «Видео Интернэшнл», «Лот», «Контакт», «Блик коммуникейшнс» и «Аврора» подписывают соглашение с РГТРК «Останкино», по которому получают существенные льготы по оплате рекламы в обмен на обязательство выкупать фиксированные объемы эфирного времени на первом и четвертом каналах «Останкино».

В феврале вышел в свет первый номер газеты «Сегодня». Костяк редакции составили журналисты, перешедшие в новое издание из отделов политики и культуры «Независимой газеты». Возглавил «Сегодня» бывший заместитель главного редактора «Независимой» Дмитрий Остальский.

Выпуск газеты профинансировала «Группа „Мост"».

В октябре в эфире пятого («Санкт-Петербургского») канала передачей «Итоги» дебютировала независимая коммерческая телекомпания НТВ. Создание телекомпании профинансировал консорциум в составе «Группы „Мост"» и банков «Столичный» и «Национальный кредит».

В конце года радиостанция «Эхо Москвы» получает кредитную линию Мост-банка в обмен на 51 % своих акций. «Эхо» получило известность в 1991 году после репортажей о событиях в Вильнюсе (штурм телебашни) и августовском путче в Москве.

1994

В январе президент Борис Ельцин подписывает указ, позволяющий телекомпании НТВ вещать на четвертом канале. Этот указ пролоббировал советник президента по спорту Шамиль Тарпищев по просьбе своего друга — банкира Александра Смоленского, ставшего одним из спонсоров проекта.

В ноябре по указу президента РФ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного канала телевидения и сети его распространения» создается АО «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Контрольный пакет акций (51%) закреплен за государством в лице Госкомимущества. Оставшийся пакет, согласно указу, делится между банками МЕНАТЕП, «Столичный», «Российский кредит», Инкомбанк, а также АО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» и АО «АвтоВАЗ».

1995

Converted 12418.jpg

Владислав Листьев

В январе генеральным директором ОРТ становится Владислав Листьев, который немедленно затевает серьезные преобразования в хозяйственной политике компании. Совет директоров ОРТ принимает беспрецедентное решение о прекращении с 1 апреля показа рекламы на первом канале. Это решение направлено в первую очередь против объединения рекламных агентств, контролировавших размещение 100% рекламы на первом канале. Главенствующую роль в этом объединении играет Premier SV Сергея Лисовского. Накануне объявления решения совета директоров о приостановлении рекламы проходят переговоры Владислава Листьева и Сергея Лисовского, которые оказываются безрезультатными: по прогнозам экспертов ОРТ, стоимость всего объема рекламы на первом канале в 1995 году должна составить $170 млн, Лисовский же гарантировал только $120 млн. Альянсу во главе с Premier SV руководство канала ищет замену.

1 марта Владислав Листьев застрелен на лестничной площадке собственного дома. Убийцы и заказчики преступления не найдены до сих пор. Мораторий на показ рекламы на первом канале был введен, но просуществовал лишь до 1 августа.

В сентябре группа журналистов во главе с Михаилом Рогожниковым, Никитой Кириченко, Александром Приваловым и Андреем Шмаровым покинула издательский дом «Коммерсанты). При финансовом участии ОНЭКСИМбанка они создают еженедельный деловой журнал «Эксперт».

В октябре продолжено перераспределение рекламных финансовых потоков ОРТ. Создан центр продаж «ОРТ-реклама», учредителем которого стала сама телекомпания. Первым шагом «ОРТ-рекламы» стала аккредитация при канале рекламных агентств на основе тендера, который выиграли агентства «Остер», «ЛогоВАЗ-пресс», «Максима», «Видео Арт» и Premier SV, взявшие обязательства о размещении максимального объема рекламы.

1996

Converted 12419.jpg

Владимир Гусинский

С 1 января полностью запрещена телевизионная реклама табачной и алкогольной продукции.

В марте глава Мост-банка Владимир Гусинский начинает издавать журнал «Итоги». Главным редактором журнала становится Сергей Пархоменко. Вскоре в медиахолдинг Мост-банка входит радиостанция «Эхо Москвы».

В апреле к пятерке рекламных агентств, аккредитованных при канале ОРТ, присоединяется агентство «Аврора».

В мае в рамках подготовки к президентским выборам создана концепция кампании «Голосуй или проиграешь!», призванная убедить молодежь прийти на выборы. 9 мая в ходе предвыборной поездки в Волгоград Борис Ельцин появляется перед многотысячной молодежной аудиторией на рок-концерте и даже пытается танцевать. После победы Ельцина на выборах члены его команды будут утверждать, что ощутимый перелом в кампании произошел именно во время волгоградской поездки президента.

Converted 12420.jpg

Converted 12421.jpg

Сергей
Лисовский
Аркадий Евстафьев

Через месяц разгорается политический скандал: НТВ, а затем и ОРТ сообщают, что в Доме правительства сотрудниками Федеральной службы охраны были задержаны Сергей Лисовский и помощник Анатолия Чубайса Аркадий Евстафьев — создатели программы «Голосуй, или проиграешь». Поводом для задержания стало обнаружение у Лисовского и Евстафьева коробки из-под «ксерокса» с полумиллионом долларов наличными. Коробка на самом деле была не от аппарата, а от фирменной бумаги, но марка Xerox на некоторое время стала самой упоминаемой в СМИ. Через несколько часов обоих выпускают на свободу, а на следующий день Борис Ельцин объявляет о снятии с должностей первого зампреда правительства Олега Сосковца, руководителя ФСБ Михаила Барсукова и начальника президентской службы безопасности Александра Коржакова.

В середине сентября Борис Ельцин подписывает указ об образовании в составе администрации президента управления по связям с общественностью. Его начальником назначен Михаил Лесин.

В середине октября по субботам на ОРТ начинает выходить еженедельная аналитическая программа «Время», ведущим которой становится Сергей Доренко. Наблюдатели отмечают возникновение совершенно нового феномена: выходящие по выходным три аналитические программы — «Итоги» (НТВ, ведущий Евгений Киселев), «Зеркало» (РТР, ведущий Николай Сванидзе) и «Время» превращаются из итоговых обзоров жизни страны за неделю в самостоятельные политические шоу.

С 11 ноября телекомпания НТВ начинает вещание в полном объеме на отвоеванном у ВГТРК четвертом канале. В ноябре же стартует проект «НТВ плюс» — первопроходец российского платного спутникового телевидения. Первоначально транслируются четыре канала — «Наше кино», «Мир кино», «Спортивный канал» и «Музыкальный канал». Абонентом может стать любой житель европейской части России, готовый заплатить $199 за установку комплекта оборудования и выкладывать 90 рублей в месяц в качестве абонентской платы.

В декабре по примеру других телеканалов Московская независимая вещательная корпорация (МНВК), работающая под маркой ТВ-6, отдает эксклюзивное право на размещение рекламы на своем телеканале. Партнером МНВК становится агентство Premier SV.

На прошедшем в конце года собрании акционеров ОРТ из состава учредителей телекомпании выведены Национальный фонд спорта, банк «Национальный кредит» и компания «Микродин». В консорциум частных совладельцев телеканала, контролирующих в целом 49% его акций, помимо «Газпрома» (3% акций) и ЛогоВАЗа (8% акций), вошла новая структура — «ОРТ-Консорциум банков» (ОРТ-КБ), контролирующий в общей сложности 38% акций ОРТ. В ОРТ-КБ вошли, объединив свои акции, Альфа-банк, МЕНАТЕП, Объединенный банк и Столичный банк сбережений (СБС), а возглавил консорциум глава СБС Александр Смоленский.

1997

27 января Владимир Гyсинский слагает с себя полномочия президента Мост-банка и генерального директора «Группы „Мост"» для того, чтобы возглавить ЗАО «Медиа-Мост».

В марте совет директоров АОЗТ «Комсомольская правда» — издателя одноименной газеты — принимает решение о продаже 20-процентного пакета акций общества ОНЭКСИМбанку за $20 млн.

Вскоре ОНЭКСИМбанк приобретает 22% акций ОАО «Редакция газеты „Известия"», еще 20% акций газеты приобрела контролируемая тогда ОНЭКСИМбанком нефтяная компания СИДАНКО. При этом 50% акций газеты контролируется ЛУКОЙЛОМ.

В июне проходит внеочередное собрание акционеров «Известий». В избранный собранием совет директоров от «Известий» вошли главный редактор Игорь Голембиовский и обозреватель Отто Лацис, от ОНЭКСИМбанка заместитель председателя правления банка Михаил Кожокин и заместитель начальника управления Вадим Горяинов. ЛУКОЙЛ провел в совет трех представителей — вице-президента концерна Леонида Федуна, начальника управления общественных связей Александра Василенко и заместителя гендиректора пенсионного фонда «ЛУКОЙЛ-Гарант» Бориса Тихомирова. Председателем совета директоров избран Михаил Кожокин.

В июле новый совет директоров «Известий» отправляет Игоря Голембиовского в досрочную отставку. Голембиовский ведет переговоры с Владимиром Гусинским и Борисом Березовским о финансировании выпуска нового издания — газеты «Новые известия».

В том же месяце ОНЭКСИМбанк учреждает газету «Русский телеграф». А холдинг «Интеррос» создает ЗАО «Проф-медиа» для управления медийными активами.

1 ноября начинает вещание телеканал «Культура», учрежденный правительством, ВГТРК и администрацией Санкт-Петербурга.

1998

В январе рекламная группа Premier SV покупает у телеканала ОРТ эксклюзивные права на показ рекламы на канале за $180 млн. Рекламная группа Premier SV владеет эксклюзивом на продажу рекламы на телеканалах ОРТ и ТВ-6. «Видео Интернэшнл» — на каналах НТВ и РТР.

Создается информационный холдинг «Газпром-медиа». На момент создания холдинга «Газпрому» принадлежат телерадиокомпания «Прометей», контрольный пакет акций газеты «Рабочая трибуна», 3% акций ОРТ, 30% акций НТВ (они находятся в доверительном управлении у «Медиа-Моста») и акции многочисленных региональных СМИ. Руководителем холдинга становится бывший помощник президента Ельцина Виктор Илюшин. Пресса расценивает появление Илюшина в руководстве «Газпром-медиа» как сигнал о начале формирования медиахолдинга, призванного поддержать на президентских выборах 2000 года Виктора Черномырдина.

В начале марта мэр Москвы издает постановление о проведении тендера среди московских рекламных агентств на право заключать прямые договоры аренды рекламных площадей с московским правительством. Предполагается, что по итогам тендера будут объявлены четыре победителя. Остальные же агентства, занимающиеся наружной рекламой (их в Москве около тысячи), должны перейти в разряд субарендаторов. По оценке рекламистов, после проведения конкурса расценки на размещение наружной рекламы выросли бы не меньше чем на 40%. Но под нажимом рекламных агентств, не рассчитывавших на успех, мэрия отказывается от проведения тендера.

Converted 12422.jpg

Converted 12423.jpg

Converted 12424.jpg

Иосиф Кобзон
Борис Зосимов
Том Фрестон

В марте о создании собственного медиахолдинга «Московит-медиа» объявляет певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Планируется, что в «Московит-медиа» войдут издаваемая в Израиле газета «Русский израильтянин», подростковый журнал «Детки» и кабельное «Радио-1».

В апреле под эгидой московских властей рождается медиахолдинг «Метрополис». В него входят рекламное агентство «Максима», ежедневная газета «Россы», бесплатная газета «Метро» и «Литературная газета».

В апреле же становится известно о скором запуске круглосуточного телевизионного музыкального канала «MTV-Россия». Председателем совета директоров телеканала становится президент продюсерской компании BIZ Enterprises Борис Зосимов, подписавший пятилетнее лицензионное соглашение с председателем совета директоров МТУ Networks Томом Фрестоном. «MTV-Россия» становится восьмым региональным каналом MTV после MTV-USA, MTV-Asia, MTV-Australia, MTV-Brazil, MTV-Europe, MTV-Japan и MTV-Latin America.

В августе в Москве происходит очередная реформа, связанная с контролем над столичными рекламными щитами: создается управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Основная задача управления — пополнение городской казны. По требованию мэра наружная реклама должна давать городу не менее $33 млн в год (в 1997 году доходы столицы от наружной рекламы составили около $20 млн). Главой нового управления становится бывший начальник территориального рекламного агентства при префектуре Центрального округа Владислав Котов.

Converted 12425.jpg

Converted 12426.jpg

Ксения Пономарева
Игорь Шабдурасулов

В сентябре гендиректор ОРТ Ксения Пономарева подает заявление об отставке. Поводом для отставки стало несогласованное с ней возвращение на канал Сергея Доренко. Пост гендиректора ОРТ занимает Игорь Шабдурасулов.

Не выдержав последствий августовского экономического кризиса, закрывается ежедневная газета «Русский телеграф».

В ноябре на одном из заседаний Госдумы разгорается громкий скандал: Виктор Илюхин объявляет, что в декабре 1994 года президент Борис Ельцин получил взятку в виде права в течение трех лет распоряжаться по доверенности 26% акций Общественного российского телевидения. Гендиректор ОРТ Игорь Шабдурасулов называет заявление Илюхина «полным бредом».

22 ноября стартовавшая с мыса Канаверал ракета «Дельта-2» выводит на орбиту спутник «Бонум-1», созданный по заказу холдинга «Медиа-Мост». Спутник предназначен для трансляции 48 телевизионных каналов «НТВ плюс» на территорию западных регионов России и Израиля. Спутник обошелся в $76 млн, столько же потрачено на его запуск.

Converted 12427.jpg

Converted 12428.jpg

Борис Березовский
Руперт Мердок

В середине декабря в Москве начинает вещание FM-paдиостанция «Наше радио» — проект медиахолдинга «Лого-ВАЗ-News Corporation», принадлежащего Борису Березовскому и австралийскому медиамагнату Руперту Мердоку. Для вычисления потенциальной аудитории будущей станции на социологические исследования было потрачено $20 тыс. По итогам исследований было решено транслировать в основном русскую рок- и в меньшей степени дэнс-музыку 80-90-х годов. «Мы будем немножко старыми для тинейджеров и немножко модными для людей старше тридцати пяти»— так определил формат станции ее директор Михаил Козырев.

1999

В середине марта ОРТ получает от Внешэкономбанка кредит объемом в $100 млн под залог своих акций. В марте же в СМИ просачивается информация о том, что президент МНВКТВ-6 Эдуард Сагалаев продал принадлежащие ему 37,5% акций МНВК Борису Березовскому.

В марте разгорается скандал вокруг показа программой «Вести» трехминутного ролика с участием «человека, внешне напоминающего Юрия Скуратова», и двух девушек легкого поведения. Ролик демонстрируется вскоре после громкого заявления генерального прокурора о взятии им под личный контроль расследования дела о подкупе высокопоставленных кремлевских чиновников швейцарской компанией «Мабетекс». В начале апреля президент отправляет Скуратова в отставку.

Converted 12429.jpg

Converted 12430.jpg

Киа Джурабчиан
Владимир Яковлев

В июле появляются сообщения о том, что некая компания American Capital Group, принадлежащая американцу иранского происхождения Киа Джурабчиану, приобрела у основателя издательского дома «Коммерсанты) Владимира Яковлева принадлежащий ему контрольный пакет акций издательского дома. В интервью «Коммерсанту» это подтверждает сам Владимир Яковлев. Однако очень скоро становится известно, что на самом деле издательский дом «Коммерсанты был продан структурам, близким Борису Березовскому. 6 августа об этом объявлено официально. Сразу же после продажи уволено практически все руководство издательского дома, включая шеф-редактора объединенной редакции и главного редактора газеты «Коммерсанты Рафа Шакирова. На это место назначен Андрей Васильев.

Converted 12431.jpg

Михаил Лесин

6 июля указом президента в России создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Министром печати становится Михаил Лесин. Он обретает громадный политический вес, получив право выдавать и отбирать лицензии у телеканалов.

В сентябре выходит в свет первый номер газеты «Ведомости», учрежденной издательским домом Independent Media совместно с Financial Times Group и Dow Jones International. Новая газета претендует на то, чтобы быстро занять лидирующие позиции на рынке деловой прессы, опираясь на независимость от отечественных финансовых групп.

2000

В июне руководитель «Медиа-Моста» Владимир Гусинский арестован Генеральной прокуратурой. Через три дня ему предъявлено обвинение в хищении более 10 млн долларов при приватизации государственной компании «Русское Видео».

В августе Москва и Московская область несколько дней живут без телевидения: пожар, целые сутки бушевавший на Останкинской башне, уничтожает передающее оборудование. Москвичи выстраиваются в многосотметровые очереди в пункты проката видеокассет, а телевизионщики лихорадочно ищут способы восстановить вещание. Большинство москвичей получают сигнал на свои телевизоры по кабелю с промежуточных антенн, расположенных на высоких домах. «НТВ плюс» предлагает установить вместо этих промежуточных антенн свои спутниковые тарелки. Несомненный изъян проекта — необходимость немедленно найти $1 млн на установку оборудования «НТВ плюс». Выдвигаются проекты установки передатчиков на радиобашне на Шаболовке, на высотке Гидропроекта и даже на крыше МГУ Впрочем, вместо реализации этих проектов ВГТРК в течение недели восстанавливает вещание основных каналов с резервных антенн в Балашихе и радиоцентра в районе Октябрьского поля. Последствия пожара на башне ликвидируются до сих пор.

В сентябре Борис Березовский объявляет о намерении передать контролируемые им 49% акций ОРТ в управление общественному органу из представителей творческой интеллигенции. Согласно обнародованным намерениям Березовского, эти люди будут управлять его акциями в течение четырех лет и в случае успешного управления получат 20% акций в собственность. 16 октября в гостинице «Radisson-Славянская» подписан проект учредительного договора компании «Телетраст». Под проектом подписались Василий Аксенов, Наталия Геворкян, Игорь Голембиовский, Георгий Гулиа, Сергей Доренко, Тамара Замятина, Кирилл Клейменов, Отто Лацис, Юрий Любимов, Владимир Познер, Виталий Третьяков, Рустам Хамдамов, Игорь Шабдурасулов, Егор Яковлев. Идея создания «Телетраста» живет недолго: уже 7 декабря Борис Березовский сообщил о намерении отозвать свои предложения по формированию этой компании.

В начале октября руководство РАО «ЕЭС России» заявляет о том, что одна из его дочерних структур приняла участие в покупке у компании ЛУКОЙЛ телекомпании Ren TV.

13 ноября глава холдинга «Медиа-Мост» Владимир Гусинский не является на допрос в Генпрокуратуру; вместо него к следователю приходят адвокаты бизнесмена. Генпрокуратура объявляет Владимира Гусинского в международный розыск по линии Интерпола. Владимира Гусинского берут под стражу в Испании.

***

Современность

Андрей Князев

По сути, именно в уходящем году полностью поменялся круг людей и компаний, определяющих в массовом сознании политические позиции центральных телеканалов. Первое полугодие ознаменовалось окончательной потерей Владимиром Гусинским контроля над НТВ, второе стало периодом противостояния акционеров канала ТВ-6, на который перешла часть творческой команды НТВ.

Чего лишился Березовский...

В начале января в прессу просочились сведения о том, что Борис Березовский, потерпев неудачу с попыткой сформировать общественный орган управления «частными» акциями ОРТ, продает эти акции (49%) структурам, подконтрольным Роману Абрамовичу.

Годовое собрание акционеров ОРТ за 2001 год прошло в два этапа. На очередном собрании, состоявшемся в конце июня, выяснилось, что список кандидатур в новый совет директоров телеканала состоит исключительно из госчиновников, что, с одной стороны, отражало фактический переход канала под госконтроль, но, с другой стороны, совершенно не соответствовало желанию властей придать имиджу канала «общественную» окраску. «Представленный список, состоящий только из государственных чиновников, не отражает суть общественного телевидения»,— заявил на июньском собрании глава Минпечати Михаил Лесин, представлявший 51-процентный госпакет. 7 сентября на повторном собрании акционеров членами совета директоров ОРТ были избраны пресс-секретарь президента Алексей Громов, первый замминистра Минимущества Александр Браверман, президент Северной Осетии Александр Дзасохов, первый замгендиректора ОРТ Александр Любимов, кинорежиссер Никита Михалков, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, поэт Илья Резник, первый замминистра печати Михаил Сеславинский, гендиректор независимой издательской группы «НИГ» Виталий Третьяков, композитор Александр Чайковский и гендиректор ОРТ Константин Эрнст. Еще через неделю новый совет директоров канала избрал своим председателем директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

...и что у него осталось

В мае сразу после перехода на канал ТВ-6 команды сотрудников НТВ во главе с Евгением Киселевым один из акционеров Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) «ТВ-6 Москва», негосударственный пенсионный фонд «ЛУКойл-Гарант», выступил с инициативой ее ликвидации. «ЛУКОЙЛ-Гарант» контролирует 15% акций телекомпании, 10% принадлежат АО «Комитет по науке и технологиям г. Москвы», 75% акций принадлежат Борису Березовскому и аффилированным с ним компаниям. «ЛУКойл-Гарант» потребовал ликвидации МНВК на основании того,что в последние два года компания имела отрицательный баланс — это основание для ликвидации компании предусмотрено статьей 35 закона РФ «Об акционерных обществах». 27 сентября Московский арбитражный суд принял решение ликвидировать телекомпанию. 26 октября в ходе рассмотрения апелляции ТВ-6 арбитраж оставил свое прежнее решение в силе, несмотря на то что приход нового менеджмента радикально изменил текущие финансовые показатели компании: в июле прибыль МНВК превысила $6 млн, рейтинг компании, а следовательно, и выручка от продажи рекламы выросли. Согласно решению арбитражного суда, в течение полугода учредителям ТВ-6 предписано ликвидировать компанию.

Converted 12432.jpg

Converted 12433.jpg

Вагит
Алекперов
Борис Березовский

Теперь на основании решения арбитража Минпечати в любой момент может лишить канал лицензии на вещание. Впрочем, возможен и другой вариант развития событий — заключение между главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и Борисом Березовским мирового соглашения («Власть» рассматривала возможность такого развития событий в предыдущем номере). В обмен на уступки со стороны Березовского — например увеличение доли «ЛУКойл-Гаранта» в уставном капитале и предоставление ему влияния на кадровую политику ТВ-6 - «ЛУКОЙЛ-Гарант» теоретически может отозвать свои претензии.

Помимо телеканала ТВ-6, под контролем Бориса Березовского остаются еще несколько бизнесов в области СМИ. Под управлением радиохолдинга Logovaz News Corporation (совместное предприятие ЛогоВАЗа и News Corp. Руперта Мердока) находятся радиостанции «Наше радио» и «Радио Ультра». Кроме того, Березовский остается владельцем издательского дома «Коммерсанты), а подконтрольный ему АКБ «Объединенный банк» располагает 80% акций ЗАО «Редакция „Независимой газеты"», бессменный главный редактор которой Виталий Третьяков в июне покинул свой пост.

Третьяков объяснил свою отставку политическим решением Бориса Березовского; последний настаивал на сугубо экономических причинах увольнения господина Третьякова: в течение нескольких последних лет газета испытывала постоянные финансовые проблемы. Восьмого июня акционеры газеты избрали новых главного редактора и гендиректора «Независимой», которыми стали Татьяна Кошкарева и Руслан Нарзикулов, руководившие до 1999 года в газете отделами политики и экономики, а затем работавшие некоторое время в информационной службе ОРТ.

«Медиа-Мост» на запчасти

Первое полугодие уходящего года ознаменовалось напряженной борьбой «Газпром-Медиа» за установление контроля над СМИ «Медиа-Моста». В начале года медийному подразделению «Газпрома» принадлежало 46% акций НТВ, из которых 16% были получены в марте 2000 года в обмен на погашение кредита Credit Suisse First Boston (CSFB) размером в $211,6 млн («Газпром» выступал гарантом по этому кредиту), а также 25% плюс одна акция еще в 23 компаниях холдинга «Медиа-Мост». Под еще один кредит CSFB размером в $262 млн, по которому «Газпром» также выступал гарантом, были заложены еще 19% акций НТВ и 25% акций в остальных компаниях «Медиа-Моста». Срок погашения второго кредита истекал 19 июля.

Еще 17 ноября 2000 года между «Медиа-Мостом» и «Газпром-Медиа» было заключено мировое соглашение, согласно которому «Медиа-Мост» должен был передать в собственность Deutsche Bank 19% акций НТВ для продажи иностранным инвесторам и погашения вырученными средствами долга перед «Газпромом». В конечном итоге передать акции Deutsche Bank «Медиа-Мост» отказался, и дочерняя структура «Газпром-Медиа» — компания Leadville Investment — в судебном порядке потребовала обратить эти 19% акций в свою собственность. 4 мая Черемушкинский суд удовлетворил иск компании. Окончательная точка в споре «Медиа-Моста» и «Газпром-Медиа» была поставлена ровно через два месяца, 4 июля, когда Мосгорсуд отверг кассацию «Медиа-Моста» и признал решение Черемушкинского суда законным. 19% акций НТВ и 25% еще в 23 компаниях «Медиа-Моста» окончательно перешли в распоряжение Leadville Investment (то есть «Газпром-Медиа»). В руках «Газпрома» суммарно оказалось 65% акций НТВ и 50% плюс одна акция в компаниях «НТВ-плюс», ТНТ, «Эхо Москвы», «НТВ-Профит», «Мемонет», «Кино-Мост» и других. В конце июля глава «Газпром-Медиа» Альфред Кох заявил, что 262-миллионный кредит CSFB погашен «Газпромом».

Новички

Converted 12434.jpg

Converted 12435.jpg

Раф 
Шакиров
Сергей Пархоменко

В конце сентября уходящего года начался выход новой деловой ежедневной газеты под названием «Газета». Ее главным редактором стал Раф Шакиров, который после ухода в 1999 году из ИД «Коммерсантъ» чуть было не стал вице-президентом телекомпании ТВЦ, а в начале 2000 года проработал три месяца на телеканале РТР в должности гендиректора программы «Вести». По слухам, спонсором запуска «Газеты» стал гендиректор Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Шакиров это категорически отрицает; впрочем, в начале сентября в интервью «Власти» он признал, что Лисин «действительно много сделал для проекта».

В декабре должен был выйти первый номер «Еженедельного журнала», созданного командой журналистов, покинувших журнал «Итоги» в апреле нынешнего года, когда издательский дом «Семь дней» перешел под контроль «Газпрома». Однако его выход отложен на неопределенный срок — как и выход «Делового журнала», который собирается выпускать бывший главный редактор газеты «Сегодня» Михаил Бергер. Согласно официальным данным, «Еженедельный журнал» будет выпускаться издательством «Остров». Впрочем, как сообщил «Власти» главный редактор журнала Сергей Пархоменко, среди инвесторов его нового проекта присутствует Владимир Гусинский.

Сетевые СМИ

В уходящем году весьма заметную роль на информационном рынке стали играть интернет-СМИ — они превратились из «игрушки для избранных» в самостоятельных участников информационного пространства; тому подтверждение — все более частое цитирование электронных изданий телевизионными обзорами прессы.

Одним из наиболее влиятельных российских интернет-СМИ остается «Газета.гч», созданная в конце 1998 года на средства компании ЮКОС. Есть Интернет-издание и среди СМИ, контролируемых Борисом Березовским,— это созданная в декабре прошлого года интернет-газета «Грани.ru».

Главным игроком на рынке Интернет-изданий до прошлой недели был Фонд эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского, управлявший такими ресурсами, как «Страна.ru, «Лента.ru», «СМИ.ru», «Вести.ru», «Русский журнал» (www.russ.ru). Однако 11 декабря господин Павловский объявил об отказе от прав на контролируемые ФЭПом СМИ, объяснив этот шаг желанием устраниться от политической борьбы на площадках Интернет-изданий.

***

Тенденции

Андрей Князев

События последних месяцев показывают, что передел собственности на российском медиарынке далек от завершения.

Предпродажная подготовка

11 сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания готовится к продаже непрофильных активов. Это было воспринято как сигнал о том, что газовый монополист намерен наконец избавиться от медиабизнеса (ведь имущество 000 «Газпром-медиа» в «Газпроме» считается активом как раз непрофильным). «Газпром-медиа» контролирует 65% акций НТВ, ему также принадлежат контрольные пакеты в таких дочерних компаниях «Медиа-Моста», как ЗАО «НТВ плюс», ЗАО «Бонум-1», издательство «Семь дней», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал ТНТ. В конце ноября начальник департамента по управлению имуществом ОАО «Газпром» Александр Красненков в интервью „Ъ" сказал: «Твердого решения о продаже этих активов пока в „Газпроме" нет, но оно, скорее всего, будет принято. Сначала „Газпром" вместе с новой командой менеджеров намерен навести там порядок, а потом уже решим, будем мы избавляться от всех активов или только от их части. Окончательное решение будет принято в январе».

Как раз к середине января должна быть завершена предпродажная подготовка медиа-компаний «Газпром-Медиа». В оценке медиакомпаний, включающей в себя знакомство с их финансовой документацией и данными аудита, а также исследовании российского медиарынка «Газпрому» помогает немецкий инвестиционный банк Dresdner KleinwortWasserstein — инвестиционно-банковское подразделение Dresdner Bank.

В качестве возможных покупателей активов «Газпром-Медиа» СМИ называют «Интеррос», Межпромбанк, «Альфа-групп», а также Kirsch Media. Потенциальным покупателем радиостанции «Эхо Москвы» является ЗАО «Русская медиагруппа». Об интересе к приобретению части акций радиостанции со стороны ее коллектива заявил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

По некоторым данным, руководитель «Газпром-Медиа» Борис Иордан готовит в первом квартале наступающего года старт собственного еженедельного журнала с рабочим названием «Большой город». Ходят слухи, что проект возглавит Сергей Мостовщиков, бывший в 1997-1998 годах главным редактором выпускавшегося издательским домом «Коммерсанть» журнала «Столица».

Иностранцы не пройдут

В начале июля Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении поправки к закону «О средствах массовой информации», запрещающие иностранцам владеть контрольными пакетами в российских СМИ. Работа над поправками была начата еще в апреле, в разгар конфликта вокруг НТВ, после того как американский медиамагнат Тед Тернер изъявил желание выкупить контрольный пакет акций телекомпании. Из трех вариантов законопроекта, ограничивающих долю иностранцев в российских СМИ соответственно до 25, 30 и 50% акций, был принят последний. На приведение структуры пакетов своих акций в соответствие с действием закона телеканалам отпущен год.

ОРТ ждет президентских распоряжений

В конце января наступающего года истекает срок погашения кредита в $100 млн, выданный ОРТ Внешэкономбанком в марте 1999 года. Руководители канала неоднократно сообщали, что ОРТ ведет переговоры с несколькими финансовыми структурами о перекредитовании. Определенные надежды возлагались и на акционеров канала. «Наш долг сейчас составляет порядка $180 млн, из которых $100 млн — кредит Внешэкономбанка. Остальное — это долги Минсвязи, за услуги Телевизионного технического центра, за производство программного продукта. Если акционеры, государственные и частные, найдут возможность погасить этот долг, то ОРТ в самое ближайшее время станет прибыльным»,— заявил в конце июня в интервью „Ъ" гендиректор канала Константин Эрнст.

Однако, судя по всему, на своих частных акционеров ОРТ особенных надежд не возлагает. На состоявшемся 3 декабря первом заседании нового совета директоров ОРТ под председательством Михаила Пиотровского было принято решение обратиться по поводу судьбы Внешэкономбанковского кредита прямо к Владимиру Путину (на том основании, что государство контролирует 51 % акций телеканала) с просьбой дать необходимые поручения для разрешения ситуации с кредитом.

Радионаступление

В последние годы становится все заметнее роль холдингов, работающих на рынке радиостанций FM-диапазона. Наиболее ярко продемонстрировал потенциал радиоолигархов в этом году холдинг «Русская медиагруппа», заявив две недели назад о готовности купить у «Газпром-Медиа» радиостанцию «Эхо Москвы». По сути, это первый случай, когда компания, специализирующаяся на управлении радиостанциями FM-диапазона, покушается на кусок собственности, задействованный в политических и имущественных играх «взрослыми» медийными структурами.

«Русская медиагруппа» управляет в настоящее время радиостанциями «Русское радио», «Монте-Карло», «Танго», «Динамит FM». Только что группа запустила новый проект — станцию «Русское радио-2», которая должна работать в нише, близкой «Эху Москвы», отдавая 70% эфирного времени информационному вещанию. При этом «Русская медиагруппа» вполне способна подкрепить свои амбиции финансово: согласно независимым оценкам, доход компании от рекламы в прошлом году составил порядка $40 млн.