Юрий Ковальчук +1

Материал из CompromatWiki
Перейти к: навигация, поиск


Совладелец банка "Россия" выкупил у Романа Абрамовича 25% "Первого канала" всего за $150 млн

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", origindate::09.02.2011, Фото: "Коммерсант"

Юрий Ковальчук +1

Елена Киселева, Сергей Соболев

Compromat.Ru

Юрий Ковальчук

Крупнейший акционер банка "Россия" [page_23238.htm Юрий Ковальчук] становится одним из самых влиятельных игроков на российском медиарынке. Уже [page_30410.htm#ankor1 владеющий] двумя федеральными телеканалами, крупнейшим в стране продавцом телерекламы, несколькими печатными изданиями и интернет-порталами предприниматель стал совладельцем "Первого канала". Как стало известно "Ъ", подконтрольный ему медиахолдинг "Национальная Медиа Группа" приобрел у структур Millhouse Романа Абрамовича за $150 млн 25% акций ОАО "Первый канал".

О том, что "Национальная Медиа Группа" (НМГ) приобрела у одной из структур Millhouse LLC блокпакет акций ОАО "Первый канал", "Ъ" рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о покупке 100% долей в уставном капитале ООО "Растрком-2002", владеющего 25% акций телеканала. Покупателем выступило ЗАО НМГ, в собственности которого уже находятся два федеральных телеканала — 68% РЕН ТВ и 72% ТРК "Петербург — Пятый канал". "Фактически сделка состоялась еще в конце прошлого года. Разрешение антимонопольной службы было получено в последних числах декабря. Официально же о ней может быть объявлено сегодня",— говорит собеседник "Ъ".

[GZT.Ru, origindate::09.02.2011, "Абрамович проявил необыкновенную щедрость при продаже акций "Первого канала": «„Национальная Медиа Группа“ сообщает о завершении сделки по приобретению доли в размере 100% уставного капитала ООО „РастрКом—2002“, владеющего 25% акций ОАО „Первый канал“, — говорится в пресс-релизе НМГ, поступившем в GZT.RU. Представитель НМГ указал на стратегический характер приобретения. [...]
Если данные источников соответствуют истине, то можно говорить, что управляющая компания бывшего владельца пакета Романа Абрамовича существенно продешевила.
«По самым скромным оценкам, 25% акций в Первом канале с приблизительной годовой выручкой более $1 млрд должны стоить не менее $300 млн — и это без учета премии за блокпакет», — подсчитала Анастасия Соснова из «Инвесткафе». Таким образом, акции «Первого канала» обошлись НМГ очень и очень дешево.
«Мы чешем головы: и как это выходит, что за один СТС (согласно котировкам на Nasdaq) можно купить 6 „Первых каналов“ и еще останется?»,— поражается заместитель главного редактора журнала «Финанс» Андрей Школин.
Действительно, по данным Nasdaq на 9 февраля, рыночная капитализация СТС составляет $3,53 млрд. В то же время исходя из суммы сделки в $150 млн, «Первый канал» оценивается всего в $600 млн. — Врезка К.ру]

Вчера гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе подтвердил "Ъ" информацию о покупке блокпакета акций "Первого канала", отказавшись от детальных комментариев. Факт сделки с НМГ "Ъ" также подтвердили начальник управления по информационной политике компании Millhouse Джон Манн и гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст. Представители нового акционера "Первого" вчера заверили "Ъ", что рассматривают приобретение как долгосрочное и не собираются вмешиваться в текущую деятельность крупнейшего телеканала страны.

"Первый канал" (сначала он назывался ОРТ) вещает с апреля 1995 года, став правопреемником государственной телерадиокомпании "Останкино". Имеет самое большое техническое проникновение среди всех российских вещателей: сигнал "Первого" принимают 98,8% населения страны. По итогам 2010 года является самым популярным у зрителей: среднесуточная доля аудитория среди всех россиян старше 18 лет, по данным TNS Russia, составила 18,5%. Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ "Останкино" контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Романа Абрамовича — ООО ОРТ-КБ, ООО "Эберлинк-2002", ООО "Растрком-2002".

Разговоры о готовящейся покупке структурами банка "Россия" пакета "Первого канала" появились на рынке еще прошлой весной. В ноябре стало известно, что на "Пятый канал" были приглашены, как тогда сообщалось, "для консультаций" менеджеры "Первого" во главе с заместителем руководителя его дирекции информационных программ Алексеем Бродским. К этому времени руководство НМГ уже отстранило от управления РЕН и "Пятым" команду Александра Роднянского и Владимира Ханумяна. В декабре 2010 года господин [page_30317.htm#ankor2 Бродский был официально назначен гендиректором "Пятого канала"]. В новогодние праздники эфир "Пятого канала" был заполнен коллекцией мюзиклов из архива "Первого".

Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источник "Ъ", близкий к банку "Россия", утверждает, что за акции "Первого" НМГ заплатила около $150 млн. По его мнению, это "вполне рыночная цена, соответствующая данным независимой оценки актива, проведенной прошлой осенью в ходе due diligence". "Могу поздравить коллег НМГ с отличной сделкой",— прокомментировал президент "ПрофМедиа" Рафаэль Акопов. Но, похоже, сделка оказалась удачной не только для покупателя, но и для продавца. Напомним, что в 2001 году [page_30039.htm структуры Романа Абрамовича приобрели 49% "Первого канала"] у Бориса Березовского за $175 млн, то есть весь телеканал тогда был оценен в $357,1 млн.

Зачем именно НМГ потребовалось входить в капитал уже третьего по счету федерального телеканала, в окружении Юрия Ковальчука обсуждают неохотно. "Покупатель решил расстаться с частью своего пакета, а у НМГ появились свободные средства после продажи доли в НТК (компании "Национальные телекоммуникации".— "Ъ")",— пояснил собеседник "Ъ", близкий к акционерам банка "Россия". Напомним, что 4 февраля "Ростелеком" объявил о закрытии сделки по приобретению совместно с двумя другими "дочками" "Связьинвеста" 71,8% акций НТК за 27,907 млрд руб. ($950 млн). Крупнейшим продавцом акций НТК (51,8%) выступила НМГ, выручившая за них $690 млн.

По сравнению с "СТС Медиа" "Первый канал" оценен очень скромно, признает аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина. "Либо оценка была нерыночной, либо рентабельность "Первого" значительно меньше, чем у "СТС Медиа",— рассуждает эксперт.— Возможно, при оценке учитывалось и то, что "Первый" — канал для всех, чья аудитория к тому же стареет, а более перспективны все-таки нишевые каналы".

Свои финансовые показатели ОАО "Первый канал" не раскрывает. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2009 году выручка по РСБУ ОАО превысила 21,96 млрд руб. (на 12% меньше, чем в 2008-м), чистый убыток составил 881,8 млн против 3,4 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. При этом сам канал получает субсидии из федерального бюджета на распространение сигнала в городах с населением менее 200 тыс. человек. По данным Счетной палаты на 1 июля 2009 года, кредиторская задолженность "Первого" равнялась 3,965 млрд руб., из которых примерно 60% составляла задолженность перед поставщиками контента. В 2010 году на размещение рекламы только в федеральном эфире "Первый" мог заработать, по оценке "Квенди Русмедиааудит", 22,9 млрд руб. Для сравнения: вчера капитализация на NASDAQ единственного публичного российского телевизионного холдинга "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и ДТВ) превышала $3,5 млрд. Выручка "СТС Медиа" по US GAAP в 2009 году достигла $506 млн, чистая прибыль — $100,4 млн, за январь—сентябрь 2010-го — $379 млн и $70,4 млн соответственно.


***

Медиаактивы Юрия Ковальчука

В подконтрольную банку "Россия" НМГ входят телеканалы РЕН и "Пятый", газета "Известия" и до начала 2011 года кабельный оператор "Национальные телекоммуникации". Выручка банка "Россия" по МСФО в 2009 году в "области СМИ и телекоммуникаций" превысила 14 млрд руб., прямые затраты в этих сегментах — почти 9,9 млрд руб. Летом 2010 года структуры банка "Россия" закрыли сделку по покупке 100% группы "Видео Интернешнл", крупнейшего в стране продавца телерекламы. Этим структурам также приписывают 49-процентную долю в ИД "Ньюс Медиа" (газета "Твой день", интернет-издание LifeNews).